В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Монолог в образе

Монолог в образе — эстрадный разговорный жанр, в котором артист ведет речь от лица того или иного персонажа. Свое название получил по аналогии с театральным монологом, т. е. с пространной речью персонажа пьесы, обращенной к присутствующим на сцене (монологи Фамусова, Чацкого в «Горе от ума» А. Грибоедова) или к отсутствующим (монолог Фигаро в адрес графа Альмавива «Женитьба Фигаро» Бомарше), а также размышления вслух (монолог Катерины в «Грозе» А. Островского, монолог Гамлета «Быть или не быть» Шекспира и др.). Большинство эстрадных М. в образе сатирические. «На российской эстраде одним из первых исполнителей моносценок и М. в образе был артист и писатель И. Горбунов. В 60-е гг. XIX в. в его репертуаре появился пародийно-сатирический образ отставного генерала Дитятина. самодура и ретрограда. В начале XX в. в популярном «босяцком, или рваном, жанре», наряду с куплетной формой, артисты исполняли М. в образе горьковских героев Челкаша, Сатина. М. в образе не имеет четкой границы, отделяющей его от эстрадного рассказа, если последний также написан от первого лица. Так. на грани этих жанров исполнял эстрадные рассказы fii. Хенкин. перевоплощаясь в героя рассказа. (В рассказах М. Зощенко Хенкин переделывал третье лицо на первое.) Заметное место занимали М. в образе в творчестве Р. Зеленой, в 30-е гг. она создала собирательный сатирический образ Лазуринды Лазаревской, ограниченной мешанки с большими амбициями. Близки к М. в образе и ее детские рассказы-монологи. Наиболее распространены две формы: артист использует для создания образа какие-либо театральные атрибуты в виде лицевой маски или части ее. парика, головного убора и т. д.; артист достигает перевоплощения в образ лишь актерскими средствами, мимикой, пластикой, голосом и т. д. Наиболее наглядным примером создания самых разных форм М. в образе служит творчество Л. Райкина. От раннего увлечения различными лицевыми масками, помогавшими ему мгновенно менять облик, артист постепенно перешел к чисто актерскому перевоплощению. Среди  М. Райкина есть такие, в которых сатирически осмеиваются обстоятельства, персонаж предстает в качестве их жертвы, пострадавшего и т. д. (монологи «О счастье», «Узкая специализация»). М. в образе занимают главенствующее место в творчестве Г. Хазанова, Е. Петросяна, К. Новиковой, Е. Шифрина и других ведущих артистов эстрады. В репертуаре Петросяна встречаются М. неодушевленных предметов: телефонного аппарата, груши, огородного чучела. Наряду с сатирическими известны лирические и лирико-драматические М. («Душа населения» В. Дыхович-ного и М. Слободского в исполнении М. Мироновой, «Сердечная недостаточность» М. Задорнова в исполнении Петросяна). Следуя эстрадной специфике, подобные монологи окрашены юмором. Иногда определенный образ становится для артиста постоянным, меняются лишь его монологи. Учащийся кулинарного техникума у Хазано-ва, одесситка Тетя Соня у Новиковой. Монологи в образе пишут А. Левин, Л. Измайлов, А. Хаит, С. Альтов, В. Коклюшкин, М. Жванецкий и др.
Е. 3. Захаров


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100