В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Набатов И. С.

Набатов (Туровский) Илья Семенович
(03.09.1896, Александрия, Херсонская губ. — 18.07.1977, Москва) — эстрадный артист, автор и исполнитель куплетов и фельетонов. Нар. арт. РСФСР (1975). Лауреат Гос. премии (1947). В 1920 окончил юридический фак-т Харьковского ун-та, одновременно Театральную студию под рук. М. Тарханова. 1920-1923 актер музыкально-драматического театра «Сурма». В 1924 недолго занимался адвокатурой в г. Бердянске, в том же году начал выступать как куплетист в клубах, кинотеатрах, цирках. Исполнял куплеты собственного сочинения на бытовые темы, целые куплетные обозрения, посвященные жизни городов, в которых гастролировал. По ходу куплетов, объединенных темой, иногда сюжетом, менялись мелодии, ритмы («Куплет-мозаика»). Использование модных фокстротов, опереточных шлягеров усиливало пародийность текста и придавало исполнению особую доходчивость. В 1926 под влиянием Н. Смирнова-Сокольского перешел к исполнению фельетонов также на бытовые темы («Советский Иудушка-дурачок», «Перепись населения», «Советский Хлестаков» и др.). В 1927 начал работать с братом Леонидом Семеновичем Набатовым (дирижером в театрах музыкальной комедии), который стал постоянным аккомпаниатором и соавтором Н. В 1938 вернулся к куплету, бытовые темы сменились международной злобой дня. Первым опытом политсатиры, которой он сохранит верность до конца дней, стали куплеты, посвященные военному столкновению с японской армией на озере Хасан: четыре военачальника докладывали императору о поражении. После каждого куплета шел рефрен на популярную утесовскую мелодию: «А в остальном, божественный микадо, все хорошо, все хорошо». Это был маленький спектакль, в котором Н. сыграл пять персонажей. В период Великой Отечественной войны куплеты Н. направлены против фашизма и его лидеров («Фашистская драпсодия», «Сказки энского леса», «Лунная соната недобитого фашистского солдата» и др.). В послевоенные годы высмеивал политических деятелей- «поджигателей войны», лживость зарубежной прессы: «Факты, факты», «Соната, посвященная НАТО», «Живые трупы» и др. (в свете сегодняшнего понимания истории многое отнюдь не заслуживает однозначно высокой оценки). Вместе с тем нельзя не признать мастерства Н. — автора и исполнителя. Он широко пользовался каламбурами, игрой слов, аллитерацией, чисто звуковыми сочетаниями междометий. Его куплеты часто носили парадоксальный характер. Смена мелодий и ритмов позволяла подчеркивать изменяющиеся события и отношение к ним самого куплетиста. Для каждого номера искал особые выразительные средства, помогающие раскрыть тему, уточняющие смысл. Куплет, утверждал Н., требует точности даваемых оценок, даже резкости, здесь невозможны полутона, попытки смягчить акценты.
Н. появлялся на эстраде в безукоризненном костюме, сосредоточенный и стремительный: высокого роста, худощавый, с продолговатым выразительным лицом, на котором выделялась тонкая нитка усов. Предваряя номер, часто сухо, по-деловому напоминал публике событие, послужившее основой. Следовал знак в сторону аккомпаниатора и актер, используя характерные жесты, пластику, энергичную мимику, акценты, создавал широкую панораму политических деятелей.
Участвовал в больших сборных концертах, театрализованных программах: «Вот идет пароход» (1953, «Эрмитаж»), «Его день рождения» (1954, Моск. театр эстрады) и др. Как автор писал куплеты В. Коралли, Г. Красавину, А. Блех-ману. Много раз и в прессе и на 
всякого рода собраниях Н. говорил о необходимости подготовки молодых артистов эстрады, о создании эстрадных факультетов в театральных учебных заведениях.
Соч.: Заметки эстрадного сатирика. М., 1957; Как делается куплет // Искусство эстрады. М., 1961. Вып. 1. С. 10-17.
Лит.: Ардов  В. Песни-куплеты Ильи Набатова // Муз. жизнь. 1959. № 17. С. 16; Золотницкий Д. Илья Набатов // Воображаемый концерт. Л., 1971; ТериковГ. Куплет на эстраде. М., 1987.
Ю. А. Дмитриев


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100