В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Народные песни

Народные песни
Казаков видел будущность народных инструментов за готово-выборными. Первым у нас на таком аккордеоне начал играть одаренный музыкант Ю. Дранга, ставший лауреатом IVBcec. конкурса артистов эстрады (1970), а также Межд. конкурса в Клингентале (1975).
60-е гг. отмечены вспышкой интереса к фольклору. «Новая фольклорная волна» сказалась на появлении фольклорных ансамблей, увлеченных поисками принципиально новых форм освоения народного творчества. Быстро достигли широкой известности, затмив более ранних своих предшественников (В. Щуров, Ю. Паисов, В. Дунаев), фольклорные ансамбли А. Кабанова, Д. Покровского, «Русичи».
Среди широких кругов молодежи усиливается интерес к фольклору: студенты-филологи, музыковеды и композиторы в учебных фольклорных экспедициях, соприкоснувшись с традиционной крестьянской культурой, начали предпринимать попытки воссоздания образцов песенного фольклора в этнографически достоверном звучании. Новизна, многообразие форм, импровизационная природа народного музицирования явили возможности максимального спонтанного самораскрытия — то, что так привлекательно для молодых. К концу 80-х гг. выделились самобытные группы, чья «изюминка» обусловлена широким набором народных инструментов — свирель, трещотка, жалейка, гармошка-однорядка, балалайка, гусли, пила, ложки, коса, береста, бубен, пастушеский рожок. Это ансамбли: «Казачий крут» (рук. Н. Сахаров), «Сирин» (рук. А. Котов), «Народный праздник». В ансамбле «Скоморохи» А. Соловьева активно используются жалейка, коса, кугик-лы, балалайка. Б. Ефремов в ансамбле «Веретенце» импровизирует на всех инструментах — балалайке, бубне, косе, ложках. Не менее колоритен ансамбль ложкарей под управлением Г. Яранцева. В ансамбле «Жар» А. Иванова звучат флейты, кугиклы, калюки, жалейки. Широкую известность приобрел ансамбль «Нерехт-ские рожечники» (руководитель Г. А. Киселев). Инструментальные импровизации на гармонике, балалайке, духовых, всевозможных бытовых предметах — даже лыжных палках — представляет ансамбль В. Асанова (Новосибирск).
В 80-90-е гг. интересные эксперименты проводятся на стыке джаза, рок и фольклорной музыки. Ансамбль Дмитрия Покровского (создан в 1973) начал проекты с джазовыми и рок-музыкантами: с джаз-трио «Архангельск», с американским музыкантом Полом Уинтером. С. Старостин работает в сфере соприкосновения народных инструментов — гуслей, рожка, жалейки с традициями World Musik. Опыты  А. Байкалец являют инструментальный театр, где гусельные традиции синтезируются с рок-гитарой. Развивается гусельная традиция и в чистом виде в ансамбле гусельников (рук. А. Михнецов, СПб.). Продолжая традиции «семидесятников» — Покровского и др., появляется клуб «Перекресток», где встречаются барды всех поколений и фольклорные группы. В фантастические стилевые конгломераты объединяются порой традиционные группы «Народный праздник» и импровизаторы А. Шилкопер, С. Старостин (все виды народных инструментов и голос), В. Волков (альт, рожок, контрабас). Наряду с ними получают известность ансамбли. «Золотое кольцо», «Белый день» и др., нацеленные на коммерческую эстрадную деятельность.
С окончанием практики больших «сборных» концертов возможности выступлений на эстраде солистов-исполнителей на народных инструментах заметно ограничились. Продолжают выступать на радио и ТВ. где неизменным успехом пользуется программа «Играй, гармонь любимая», ансамбли «Частушка», «Чибатуха», гусляр-певец А. Веселов и др. Гармонь, балалайка начинают активно привлекаться в клубные коллективы этнографического танца (кадриль и др.).
В 1989 был создан Российский фольклорный союз, выпускающий свой журнал («Вестник Российского фольклорного союза»). Ежегодно проводится фестиваль «Фольклор и молодежь».
Лит.: Кузнецов Евг. Из прошлого русской эстрады. М., 1956; Кто есть кто в изучении народов и национальных проблем. М., 1965; Нестьев  И. В. Звезды русской эстрады. М., 1970; ВертковК. А. Русские народные музыкальные инструменты. М., 1975; КирюшинаТ. Традиционная русская инструментальная культура. М., 1989; МирекА. Гармоника. Прошлое и настоящее. М., 1994; ШирялинА. Поэма о гитаре. М., 1994; Жулано-ва Н. Молодежное фольклорное движение // Самодеятельное худож. творчество в СССР. СПб., 1999. С. 107-129; Имханицкий  М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. М.: РАМ им. Гнеси-ных, 2002.
Л. К. Бубенникова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100