В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Наш дом

«Наш дом» — эстрадная стадия МГУ им. Ломоносова (1958-1970). один из лидеров движения студенческих театров эстрадных миниатюр 1960-х гг. Основатели студии — А. Аксельрод, И. Рутберг и М. Розовский. Как и v большинства стэмовцев, у них за плечами был опыт создания капустнических студенческих обозрений, от которых было решено отказаться ради форм метафорического театра. подсказанных польским театром «Бим-Бом». показавшим в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957) спектакль «Ага». Создатели коллектива были очень чувствительны к штампам вузовских капустников и профессиональной разговорной эстрады, но еще больше боялись рутинизации собственных приемов, поэтому в некоторых постановках шли на отрицание предыдущих работ.
Уже в первых двух спектаклях (1958-1962) «Мы строим наш дом» и «Прислушайтесь, — время!» привычная конкретика жизни (энтузиазм целинников, хамство, бегство со 
«строек века») возводилась в символ, требовавший зрительского восприятия не по первому, как говорили в студии, кругу ассоциаций. Косность агитационного материала в театре решили «очеловечить», оживить с помощью аттракциона, в основе которого чаще всего лежал фольклорный мотив соревнования. В одной миниатюре на сцене появлялись поролоновые дубины, одна сторона выгибала из них вопросительные знаки, другая, не зная сомнений, возвращала им восклицательный перпендикуляр. На прямую ретрансляцию политических лозунгов НД не соглашался. Но главная мысль его первых спектаклей вполне укладывалась в строчку Б. Окуджавы «Давайте восклицать!..».
Обывателям был посвящен спектакль «Каждый вечер как проклятые» (1964), знаменовавший, в соответствии с предложенной Розовским периодизацией, переход от «инфантильного» к «самостоятельному» театру, за которым последует третий этап- «театр писателей». В пьесе Розовского к Мужу и Жене приходят в гости Стфлт и Супруга, за столом болтают о том о сем (войне, начальстве, деньгах), а в конце хозяева уходят из дома, превращаясь в гостей. И в этом спектакле НД увидел меру всех вещей в «идеалах», а сам вещный мир с его торшерами, магнитофонами, эстампами растворялся в атмосфере чистых абстракций. Но, как было замечено некоторыми проницательными зрителями, от четырех персонажей «Каждого вечера…» тянулась нить к «маленьким людям» — к одной из главных тем русской литературы. Так наметился путь к «театру писателей» — к «Вечеру русской сатиры», «Смеху отцов» (1965-1967), бесшабашно веселому, фоль-клорно-импровизационному спектаклю «Сказка про царя Макса-Емельяна» по поэме С. Кирсанова (1968).
К моменту Всесоюз. фестиваля СТЭМов (1966) и сам университетский коллектив превратился в стэмовского учителя. У него учились отказу от прямолинейных обличений, созданию фантастических образов, в которых исполнители умели оставаться самими собой. Самих же актеров (В. Точилина, А. Филиппенко, С. Фараду и многих других) кто-то из друзей театра назвал «коллективным Райкиным», хотя именно яркая актерская индивидуальность позволила некоторым продолжить блистательную профессиональную актерскую карьеру после того, как популярнейшую в столице студию закрыли по решению партийного руководства МГУ.
НД имеет немало заслуг перед отечественной театральной культурой. Здесь разговорная
эстрада едва могла узнать себя в жанре философского балагана, в соединении пантомимы, «зримых песен» и многоперсонажных сценок, разыгрываемых на фоне кубов и прочих элементов конструктивистской сценографии, позже переплавленной в эстетику «бедного театра». В НД приглядывались к театру абсурда («Каждый вечер как проклятые») и к черному юмору (особенно в спектакле по пьесе В. Славкина «Плохая квартира»); едва ли не первыми сыграли моноспектакль («Два приключения Лемюэля Гулливера» по пьесе Е. Брошкевича, реж. Рутберг, исполнитель То-чилин) и комнатную постановку («Пять новелл в пятой комнате», реж. Аксельрод), открывая эпоху малых сцен. Здесь, наконец, впервые появились сценические версии произведений русской и советской литературы, включая «Сон Попова» А. К. Толстого, «Карась-идеалист» М. Салтыкова-Щедрина, «Город Градов» А. Платонова, а также зарубежных авторов — И. Шоу, Р. Брэдбери, что позволяет зачислить НД еще и в один из оригинальнейших литературных театров России.
Лит.: Наш дом- ваш дом. М., 1966; Розовский  М. Самоотдача. М., 1976.
М. В. Юнисов


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100