В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Нерыдаи

«Нерыдаи» — ночное кабаре с дорогим рестораном, работало в Москве в 1921-1924 (угол Каретного ряда и Успенского пер. в подвале, оформленном художником В. Симовым в русском стиле). Создателем и худ. рук. был Александр Дмитриевич Кошевский (1873-1931) (сначала в компании с А. Мюссаром-Викентье-вым, вскоре открывшим собственное кабаре «Таверна Заверни» на Б. Дмитровке в помещении бывшего «Максима»). Премьер оперетты, популярный комик, Кошевский до революции был автором ряда обозрений, шедших в театрах «Буфф» и др. Создавая «Нерыдай», он привлек молодых, начинающих авторов В. Тйпота, Н. Эрдмана, В. Масса, В. Инбер, Н. Адуева, А. Арго, М. Вольпина, В. Шершеневича. Они принесли свежий взгляд на жизнь, молодой задор, современный юмор. Наряду с богатыми предпринимателями в кабаре собиралась художественная интеллигенция. Атмосфера импровизационно-сти во многом достигалась благодаря «литературно-артистическому столу», где сидели молодые острословы, которые в виде поощрения бесплатно получали дешевые дежурные блюда. Среди завсегдатаев был юный В. Ардов, без устали подававший острые реплики и 
дебютировавший на эстраде кабаре в качестве конферансье. Программа шла в сопровождении трио: рояля, скрипки и виолончели. Постоянными участниками были композиторы М. Блантер и Ю. Милютин. Труппа также состояла из молодежи. В нее входили Р. Зеленая, М. Жаров, И. Ильинский, М. Гаркави, Л. Беркович, Г. Тусузов, М. Ме-стечкин. Среди гостей нередко оказывался знаменитый драматический артист В. Давыдов, он поднимался на эстраду и исполнял под гитару старинные романсы. В программе, начинавшейся после полуночи, наряду с традиционными кабаретными номерами вроде «Малявинских баб», всевозможных оживающих статуэток, «жестоких» романсов и эксцентрических танцев были злободневные куплеты и сценки. Злоба дня насыщала и конферанс, который вели Гаркави, Местечкин, Тусузов. Благодаря активности аудитории он приобретал характер «словесного боя с публикой». Это дало основание О. Брику говорить о зачатках политка-баре. Номера «нерыдайцев» имели успех и вышли за пределы кабаре — на эстраду «Эрмитажа», «Аквариума», в Мамоновский театр и др. «Нерыдай» выделялся из многих увеселительных заведений начала нэпа как экспериментальная площадка, где формировались кадры будущих эстрадных авторов, воспитывались синтетические актеры, владеющие острым словом, эксцентрикой, поющие, танцующие. Многие из них впоследствии стали известными мастерами.
Лит.: Жаров  М. Жизнь, театр, кино. М., 1967; Местечкин  М. С. В театре и в цирке. М., 1976. С. 34-41; Уварова  Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. М., 1983. С. 70-74.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100