В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Обозрение

Обозрение (франц. revue) — вид представления, объединяющий различные эстрадные формы — сценки, куплеты, пародии, песенки, цирковые номера и другие, при помощи несложного сюжета (обычно связанного с путешествием) или постоянных персонажей-обозревателей. О. появились в драм, театрах Франции в 30-е гг. XIX в.: в комедийной сатирической форме в них давался обзор событий года (revue d’Annee). В Европе в конце XIX в. развиваются два вида О.- 1) сатирическое злободневное О., 2) эффектное зрелище с балетом, хором, цирковыми номерами в программах театров варьете, мюзик-холлов, цирков. В дореволюционной России французский термин «ревю» встречался редко. Одно из первых О. на бытовую, политическую, художественную злобу дня в Артистическом кружке «Ба, в Москве знакомые все лица» поставил В. Лентовский (1877). Позднее входили в репертуар театров «Буфф» как опе-ретты-О. Они имели успех и были подхвачены кафешантанами, театрами-фарс. Авторы — журналисты, обычно скрывавшиеся за псевдонимами, а также сами артисты, режиссеры: А. Брянский, А. Кошевский, В. Валентинов, С. Сарматов и др. Литературное качество текста имело второстепенное значение, главным было вызвать смеховую реакцию у публики, мгновенно и остроумно откликнуться на событие.
После 1917 злободневные О. ставятся не только в театрах миниатюр («Смешанное общество» в «Кривом Джимми», 1924, и др.), Моск. и Ленингр. театрах сатиры («Москва с точки зрения», 1924, «Насчет любви», 1926, «Пупри-яки в Ленинграде», 1926, и др.), но и в Театре им. Вс. Мейерхольда (политобозрения «Земля дыбом», 1923, «Д. Е.», 1924), МХАТ-2-м («Евг-раф — искатель приключений»), Камерном («Кукироль», 1925). В связи с этими спектаклями П. Марков сформулировал отличие О. от западноевропейского ревю: «Если русское О. стремится быть сатирой, то ревю — зрелищем. О. основано на смене бытовых и общественных моментов, подлежащих осмеянию, ревю — живых картин и эстрадных номеров» (О театре. М., 1976. Т. 3. С. 256). Такие ревю со вставными эстрадными номерами ставились открывшимися в конце 20-х гг. Моск. и Ленингр. мюзик-холлами («Чудеса XXX века», 1928, «Туда, где льды», 1929, и др.). Официальное неприятие сатиры сказалось на судьбе О., закрытие мюзик-холлов (1936) означало конец ревю. О. ненадолго возобновились в послевоенные годы в Моск. и Ленингр. театрах миниатюр («Где-то в Москве», 1944, «Под крышами Парижа», 1950, и др.); ревю возродились в Моск. (1960-1973) и Ленингр. (основан в 1967) мюзик-холлах, ТВ постановках вроде «Голубого огонька» и др.
Лит.: Ардов  В. Разговорные жанры эстрады и цирка. М., 1968. С. 122-125; Янковский  М. О. Искусство оперетты. М., 1982; Уварова  Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. М., 1983. С. 133-239; 290-291; Москва с точки зрения. М., 1991.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100