В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Панина В. В.

Панина (урожд. Васильева) Варвара Васильевна (1872, Москва- 28.05/10.06.1911, Москва) — певица, контральто. Цыганка, выросла в бедной многодетной семье. С 14 лет в цыганском хоре А. Паниной при ресторане «Стрельна». Нотной грамотой не владела, пела по слуху. После замужества П. перешла в «Яръ», сначала участницей хора и солисткой, потом его хозяйкой. Проработала в «Яре» 12 лет, выступала с хором также на эстрадах моек, садов и парков. После настойчивых уговоров петерб. импресарио Семенова решилась начать концертировать. Первые концерты в зале петерб. Дворянского собрания имели огромный успех. Выступала на самых престижных площадках вплоть до Мариинского театра (1906) в присутствии императорской фамилии. Пела под аккомпанемент двух гитар, позднее к ним иногда добавлялась цитра. Репертуар состоял из цыганских и русских бытовых романсов, которые она исполняла в характерной цыганской манере («Не уходи, побудь со мною» НЗубова, «Дремлют плакучие ивы» и «Утро туманное», муз. В. Абазы на ст. И.Тургенева и др.). Наряду с классическими образцами русского романса XIX в. — А. Алябьева, А. Варламова, — пела вещи современных, впоследствии забытых авторов: Я. Пригожего (пианист, аккомпаниатор моек. «Яра»), М. Пуаре, А. Спиро и др. («Уголок», «Очи черные», «Хризантемы», «О, позабудь былые увлеченья», «Я вам не говорю…»). Особая экспрессивность придавала цыганский колорит русскому романсу. Глубокий, низкий, почти мужской по тембру голос соединял «виолончельную певучесть с гибкостью выразительно говорящих интонаций» (И. Нестьев). Не отличаясь эффектной внешностью, порой нарочито просто одетая, она покоряла живым чувством, искренностью, глубокой, затаенной страстью. «Какие-то смутные образы рождались из ее песен и щемили душу. Грусть в ее песнях была бесконечная, безысходная»,- писал А. Кугель (Театральные портреты. М., 1923. С. 134). Как и другой известный критик, Ю. Беляев, он считал, что наиболее сильное впечатление искусство П. производило не на концертной эстраде, а в кабинетах «Яра», где между ней и слушателями возникала особая доверительность. Среди почитателей П. были Л. Толстой, А. Чехов, А. Блок, А. Куприн. Многие музыкальные критики осуждали «псевдоцыганский» репертуар П., отказ от подлинных цыганских таборных песен. Но, как некогда великие русские трагики потрясали сердца людей в слезливых мелодрамах, П., одна из представительниц романтического искусства, преображала даже слабые в музыкальном отношении романсы силой своего таланта, своей личности,-
Умерла в 40 лет от болезни сердца. Концертировала до последних дней: «Я живу, пока пою», — говорила она. Сразу после смерти П. появились подражательницы: в Москве Настя (А. Е.) Полякова, из семьи работавших в «Яре» цыган Поляковых, в 20-30-е гг. успешно выступавшая в Париже; в Петербурге 14-летняя Катюша Сорокина, работавшая с хором цыган из «Стрельны» под упр. И. Лебедева. Но искусство «божественной Паниной» (Блок) оставалось недосягаемым. Сохранилось около 40 прижизненных грамзаписей, лучшие составили диск, выпущенный «Мелодией» в 1974,
Лит.: КугельА. Театральные портреты. М., 1967; Не-стьев И. В. Звезды русской эстрады. М., 1974., Е.Д.


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100