В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Петров Н. В.

Петер коля
Петров Николай Васильевич (род. 22.06/04.07.1890, Екатеринбург -29.09.1964, Москва)- режиссер, педагог. Нар. арт. РСФСР (1945), профессор (1946), доктор искусствоведения. Окончил Вологодское реальное уч-ще, как актер начинал в Вологодском драм, театре (1907-1908). С 1908 в Москве на курсах драмы А. Адашева, с 1909 в группе сотрудников МХТ. Режиссерским дебютом на курсах была программа кабаре (сатирическая поэма А. Толстого «Сон советника Попова» и «трагедия» Лоло Мунштейна «Росмунда»). По приглашению Н. Балиева поставил несколько номеров в «Летучей мыши». Переехав в Петербург (1910) и работая в Александрийском театре помощником режиссера, П. начал выступать в «Доме интермедий» с песенками и куплетами из репертуара «Летучей мыши» под псевдонимом Коля Петер. Стал одним из инициаторов создания «Бродячей собаки», где в 1912-1913 поставил около 15 программ («Че-репослов, сиречь Френолог», «Средство мировых сил» К. Пруткова и др.), успешно исполнял функции конферансье. В 1916 П. принял участие в работе «Привала комедиантов»; в 1918, будучи режиссером Петрозаводского драм, театра, поставил три ночные программы кабаре «Таранта» по образцу «Бродячей собаки». В 1920-1924 П. режиссер и актер пет-рогр. театра «Вольная комедия» (ставил программы одноактных пьес и номеров, режиссер и исполнитель центральной роли в пьесе Н. Евреинова «Самое главное» и др.) и созданного при этом театре-кабаре «Балаганчик». Неистощимый на выдумку, он пел, танцевал, исполнял пародии, дирижировал игравшим на гребешках оркестром, вел конферанс. Белокурый, с лукавой озорной ухмылкой в глазах, «гроссмейстер шутки» (определение Л. Давидович), Коля Петер встречал гостей в своем сценическом костюме конферансье — черной бархатной свободной блузе с большим бантом в синий горох. Его неутомимая энергия, разнообразие дарований, ртутная подвижность позволили сплотить молодую труппу, создать в «Балаганчике» атмосферу уюта и доброго веселья. В эти же годы (1921-1933) П. работает в Ленингр. театре драмы (бывшем Александрийском, режиссером, затем худ. рук.) — «Единством противоположностей» называли его актеры «Балаганчика».
В сезоне 1923-1924 П. ставил в «Свободном театре» «Мендель Маранц», обозрение «От Парижа до Лиговки» с участием Л. Утесова. В 1924-1925 руководил живой газетой «Станок» (выпустил 11 программ). Режиссер спектакля «Условно убитый» (1930) в Ленингр. мюзик-холле с участием Л. Утесова и К. Шульженко (композитор Д. Шостакович).
Участвовал в постановке массовых представлений в Петрограде: «Торжество коммуны», 1919, «Взятие Зимнего дворца», 1920, «10 лет Октября», 1927. Режиссер пантомимы «Тайга в огне» в Моск. и Ленингр. цирках (1937-1938). С 1937 в Москве- Моск. театр Революции, 1938-1939 Театр народного творчества, 1939-1948 Центр, театр транспорта, с 1948-Моск. театр сатиры, где совместно с С. Юткевичем воскресил на сцене «Баню» В. Маяковского (1954). Ставил спектакли в Берлине, Софии. В своей многогранной деятельности П. плодотворно совмещал режиссуру в крупнейших драм, театрах с работой в театрах миниатюр и кабаре. С 1911 вел педагогическую работу в школе при Александрийском театре, Ленингр. техникуме искусств, Моск. ГИТИС.
Соч.: 50 и 500. М., 1960; Я буду режиссером: Сб. М., 1969.
Лит.: Уварова  Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. М., 1983; Золотницкий  Д. Зори «театрального Октября». М., 1976; Парнис  А. Е., Тименчик  Р. Д. Программы «Бродячей собаки» // Памятники культуры. М., 1985.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100