В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Петров А. П.

Петров Андрей Павлович (род. 02.09.1930, Ленинград) — композитор. Нар. арт. СССР (1980). Лауреат Гос. премий (1967, 1976, 1996). Будущий композитор любил рисовать, сочинял рассказы. Музыкой стал заниматься поздно и неохотно. По признанию П., интерес к композиции пробудился внезапно, во многом под впечатлением от впервые увиденного перед окончанием войны фильма «Большой вальс». В 1945 поступил в музыкальное уч-ще, с 1949 — студент Ленингр. консерватории им. Н. Римского-Корсакова по классу композиции профессора О. Евлахова (ученик Д. Шостаковича), окончил в 1954.
П. — один из немногих композиторов, успешно соединяющих работу в музыкальном театре, концертно-филармонических жанрах и жанрах массовых. С именем П. связано обновление песни, создание мюзикла, музыки к к/ф, пьес для джаза. Первые песни написал спустя два года после окончания консерватории, будучи уже автором нескольких симфонических и вокально-оркестровых сочинений. Наряду с гимнической «Мы коммунисты» (ст. П. Кобракова, 1956) появились эстрадные, в танцевальных ритмах песни «Пой, песня моя» (1956), «Что же ты грустишь обо мне?» (1958) и «Ах, нет» (все на ст. Н. Глейзарова, 1961), «Здравствуй» (ст. С. Фогельсона, 1963), «Осень» (1963), «Звезды в кондукторской сумке» (ст. Л. Кукли-на, 1963) и др. Их запели Э. Пьеха, Л. Клемент, позднее Э. Хиль. Лучшие песни П. написаны для кинематографа. Уже в первом к/ф с муз. П. «Человек-амфибия» (1961) запомнились броские, «заводные» «Песенка о морском дьяволе» (ст. Фогельсона) и «Песня о рыбаке» (ст. Ю.Друниной). В фильмах Г. Данелия и Э. Рязанова талант композитора раскрылся особенно полно. Музыка  П. — понимающий «взгляд изнутри», видящий переплетение нелепого и прекрасного, суетного и возвышенного, неотторжима от утешительного сочувствия, свойственного этим городским, «не просто комедиям». В фильмах Данелия «Путь к причалу» (1962) и «Я шагаю по Москве» (1963) герои юные, легкие, звонкие, приветливые и добросердечные, как музыка П. «Песню друга» (ст. Г. Поженяна) из фильма «Путь к причалу» (еще до премьеры к/ф исполнена Хилем) и одну из самых «петровских» песен «Я шагаю по Москве» (ст. Г. Шпаликова) (также исполнялась Хилем на эстраде) — можно и наигрывать, и напевать, и насвистывать (в джазовой обработке исполнялась оркестром И. Вайнштейна). В «Осеннем марафоне» Данелия (1979) искрящиеся блестки юности, моторная энергия прежних песен П. сменяется коллажем из песни на слова крестьянского поэта И. Сурикова «Что стоишь, кача= ясь,.тонкая рябина», отрывков барочной и клавесинной музыки и музыки в духе ансамбля «Бони М». В рязановских к/ф «Берегись автомобиля» (1966), «Служебный роман» (1977), «Гараж» (1979), «Вокзал для двоих», «О бедном гусаре замолвите слово» (1980), «Жестокий романс» (1984) сентиментально-бытовые, шутливые, философско-лирические песни П. сочетаются со сложным и прихотливым рисунком экранной жизни героев, передают тончайшие нюансы замысла режиссера.
Наиболее значительные работы для музыкального театра — балеты «Берег надежды» (1959) и «Сотворение мира» (1970); своеобразная трилогия — опера-оратория «Петр Великий» (1975), вокально-хореографическая симфония «Пушкин» (1979), опера-феерия «Маяковский начинается» (1983). Навеяна образами романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова «Фантастическая симфония» (1985). Среди произведений П. работы в жанрах концертной музыки: Концерт для скрипки с оркестром (1980), камерные вокальные и хоровые произведения. Многие годы — председатель Правления СПб. отделения Союза композиторов России.
Соч.: В поисках гармонии // Георгий Данелия: Сб. ст. М., 1982; Диалог о киномузыке. Л., 1982; Время. Музыка. Музыканты. Размышления и беседы. Л., 1987.
Лит.: Мархасев  Л. Андрей Петров, знакомый и незнакомый. Л., 1974; Поплавский  Г. От песни к опере // СЭЦ. 1976. № 4. С. 8-9; Андрей Петров: Сб. ст. / Под ред. М. С. Друскина. Л., 1981; Рязанов  Э. Неподведен-ные итоги. М., 1983; Мархасев  Л. Андрей Петров. М., 1995.
Л. К, Бубенникоеа


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100