В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Петросян Е. Н.

Петросян Евгений Натанович (род. 16.09. 1945, Баку) — артист эстрады. Нар. арт. РСФСР (1991). Со школьных лет участвовал в самодеятельности — в бакинских клубах и ДК читал басни, фельетоны. После окончания средней школы (1961) приехал в Москву, мечтая стать актером. Окончив ВТМЭИ, где учителями П. были Р. Зеленая, А. Алексеев, в качестве конферансье в 1962 вел составленную из выпускников мастерской программу «В жизни раз бывает восемнадцать лет», открывшую сезон в Моск. театре эстрады. Сразу же обратил на себя внимание и получил приглашение в ВГКО. С 1964 по 1969- П. конферансье в оркестре Л. Утесова; 1969-1989 в Москонцерте (до 1974 как один из ведущих конферансье, затем исполнитель монологов и эстрадных спектаклей). В 1985 окончил ГИТИС, отделение режиссеров эстрады и вскоре проявил себя в качестве режиссера-постановщика.
П. участвует в различных начинаниях (программы «Трое вышли на эстраду» с Л. Шимело-вым и А. Писаренковым, 1973, ТВ «Артлото», 1973-1974 и др.). Стремление осваивать новые формы и жанры приводит актера к созданию сольной программы — спектакль «Монологи» (1975, реж. А. Левенбук, авт. Г. Шинников, А. Хаит, Л. Измайлов) положил начало будущему Театру эстрадных миниатюр П., имеющему стабильный, многолетний успех. Появилась маленькая труппа, состав ее с годами менялся (среди постоянных участников лауреат конкурса по речевым жанрам Е. Степаненко). Расширяя жанровую палитру театра миниатюр, П. вводит в спектакли сценки, куплеты, песенки, интермедии, пародии, синхробуффонаду, музыкальную мозаику. В спектакле «Доброе слово и кошке приятно», 1980 (автор Хаит, реж. Левенбук, художник А. Маринский, балетмейстер Ф. Иванова) использованы сценические костюмы, элементы оформления, музыка. Умение привлекать авторов, терпеливо и требовательно работать с ними обогащает искусство П. свежими идеями, современными характерами, которые в интерпретации актера приобретают гротесковую, комическую, драматическую, в иных случаях трагикомическую окраску. Так родились спектакли «Как поживаете?» 1986 (авт. М. Задорнов, Хаит, А. Левин, реж. Задорнов, А. Бармак, худ. А. Саагянц, муз. В. Львовского и А. Горнизова), «Интервенция», 1989 (Задорнов, С. Кондратьев и др.), «Дураки мы все…», 1991 (Хаит, Г. Терпкое, В. Коклюшкин и др., реж. Пет-росян, А. Вишневецкий), «Страна Лимония, деревня Петросяния», 1995 (Задорнов, Кондратьев, Л. Французов, реж. Петросян, худ. Г. Белов, муз. оформление Горнизов), «Когда финансы поют романсы» 1997 (Задорнов, Французов, Л. Измайлов, Териков, Н. Коросшелева и др., реж. Петросян, композитор Горнизов, сценография и костюмы Т. Магура); «Семейные радости», 1999 (Задорнов, Коростелева, Л. Натапов, А. Цапик, Французов, Териков, Г. Бугаев и др., реж. Петросян, композитор Горнизов, сценограф Г. Белов), «Страсти-мордасти», 2002 (Коростелева, Французов, Цапик, А. Костюшин, А. Щеглов, А. Рас, А. Новиченко и др., реж. Петросян, муз. Горнизова). Гражданская позиция актера, его индивидуальность «скрепляют» разные по стилю и жанру произведения, придают целостность (своего рода «сюжетность») спектаклям, составленным из разных миниатюр. Сквозная мысль проходит преимущественно через монологи, которые остаются все же главным жанром П. Лучшие из них П. исполняет в «сборных» концертах, на ТВ («Извините за внимание» Минникова, «Эх, наука!», «Дирижер», «Непонятливый» Хаита, «Аутогенная тренировка», «Примем меры», «Не плачь, Федя!», «Не понимаю» (построен на приеме, найденном Хаитом) Задорнова, «Ходячий», «Рэп» Терикова, «Шпингалеты» Кондратьева, «Твари», «Ох, уж эта реклама» Французова, «Непередаваемые ощущения» Новиченко, «А музыка звучит» А. Дудоладова, «Человек за бортом», «Телешизофрения» Коростемвой и многие др.).
На протяжении многолетней работы на эстраде П. завоевал любовь публики, которую он не только развлекает, но и делится с ней своими размышлениями о жизни, не избегая острых и больных вопросов, заставляющих думать, сопереживать. Много гастролирует по стране и за рубежом. Один из секретов его успеха в человеческой и социальной общности со зрителем. Активный, умный, ироничный П. никогда не изменял своего сценического имиджа, напротив, с каждым годом все увереннее его утверждал. Уже с первых шагов П. точно почувствовал специфические особенности эстрадного искусства, законы взаимоотношений артиста и публики, настойчиво осваивал различные приемы комического, игру маской, значение ритма, паузы и др. В итоге родилась книга «Хочу в артисты» (М., 1994), вторая часть ее целиком посвящена теории. Незаурядная творческая энергия, талант, феноменальная трудоспособность, преданность своему жанру выдвинули П. в ряд ведущих артистов отечественной эстрады, одного из ее лидеров.
При своем театре создал Центр эстрадной юмористики, где собраны уникальные материалы по истории эстрады XIX-XX вв.: журналы, афиши, фото и др. Создал сольные телевизионные передачи: «С различных точек зрения» (1985), «Приглашение на вечер Петросяна» (1988), «Ангажемент Петросяна», «Операция „Петросян“» (1991), «Антология Петросяна» (1990-91), бенефис «30 лет на эстраде» (1992), «Кто же этот Петросян?» (2000) и др. С 1994 ведет авторскую цикловую передач)««Смехопа-норама», в которой широко представлены мастера разговорного жанра разных поколений, запечатлена история сатиры и юмора на отечественной эстраде. Под художественным руководством П. сделаны телепередачи «Бабы, вперед!» (2001), «Включайте, посмеемся!» (2001), еженедельная передача «Шутка за шуткой» (2002), «Кубок юмора» (2002), «Кривое зеркало» (2003). П. продолжает неутомимый поиск новых форм театральной эстрады, привлекает и воспитывает молодых авторов и артистов, в качестве режиссера ставит номера и спектакли (в частности, «И смех, и слезы, и любовь» — сольная программа Е. Степаненко), пишет книги. Благодаря его авторитету в Москве проведены два конкурса артистов эстрады (П. — председатель жюри, 1999 и 2002), которые выдвинули новые имена.
Соч.: В стране анекдотов. 8-е изд. М.. 1994-1998; От смешного до великого. М., 1995; Петросмешки. М., 1999; Над чем смеется Петросян? (Антология репертуара). М., 2000; Записные хиханьки-хаханьки. М., 2001.
Лит.: Грин  М. Евгений Петросян и три актера // СЭЦ. 1981. № 7; Рубцов Ю. Успех? Успех, а что дальше? // Театр, жизнь. 1985. № 4; Виноградский И. А. Может быть, прав Евгений Ваганович? // СЭЦ. 1991. № 12; Смоляницкий М. Шут своего народа // Столица. 1992. № 42.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100