В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Петрушка

Петрушка — главный персонаж русских народных кукольных представлений, известен с начала XVII в. По техническому устройству «верховая» кукла (на ширме). Сценки с участием П. были в репертуаре скоморохов; изображение и описание П. впервые встречается у Олеария (1630). У куклы был большой нос крючком, смеющийся рот, два горба- спереди и сзади. Одет обычно в красную рубаху, колпачок с кисточкой, иногда шутовской костюм. Главными его качествами были жизнерадостность, хитрость, склонность к дебоширству. Представления с П. показывали на ярмарках, во дворах, на базарах, даже в дворянских салонах на детских праздниках. Работали два актера: один играл на шарманке (на гуслях, дудке), другой из-за ширмы вел в правой руке П., а в левой поочередно его партнеров. Кукольник, говоривший за П., применял так называемый пищик: голос П. становился резким, пронзительным, далеко слышным. Записано около 20 вариантов представления с П. В юмористических бытовых сценках П. торговал у цыган беззубую лошадь, расплачиваясь дубинкой; смело расправлялся с набиравшим рекрутов капралом и др.; в заключение черт (или собака) утаскивал П. за нос. Диалог имел форму двустишия с прибаутками и каламбурами. «Комедия не мудрая, однако и не глупая» (Некрасов Н. «Кому на Руси жить хорошо»). Как народного героя, побеждающего все и всех, характеризовал П. М. Горький.
Неожиданную метаморфозу претерпел П. в искусстве «Серебряного века»: крикун и забияка превратился в одноименном балете И. Стравинского в олицетворение поэтического начала. В первые послеоктябрьские годы делается попытка возродить в новом качестве старого доброго П. Повсеместно (Москва, Петроград, Тула, Воронеж и др.) возникают эстрадные театры П.: пьески для них- «Петрушка-крестьянин», «Петруха и разруха» и другие публикуются в журнале «Раненый красноармеец» (авт. А. Арго, Н. Адуев и др.). Народный любимец подчиняется задачам пропаганды и агитации, борется с бюрократизмом, разрухой, кулаками и пр. Меняется не только характер П. (хотя он и пытается сохранить свою непосредственность, озорство, веселость), но и внешний облик. В зависимости от содержания номера П. становится рабкором, красноармейцем, комсомольцем… В Москве появляются театры «Кооперативный П.», 1923, «Красный П.», 1927, «Красноармейский П.», 1928. В Петрограде работает «Театр П.» под рук. Е. Деммени и другие. Наряду с ними существовало много передвижных кукольных коллективов, работающих с П. В настоящее время номера с П. редки, но система кукол, носящих общее название «верховых» («петрушечных»), широко распространена на эстраде.
Лищ.: Смирнова  Н. И. Советский театр кукол, 1918-1932. М., 1963; Симанович-Ефимова Н. Я. Записки петрушечника. Л., 1980; БенуаА. Н. Воспоминания: В 2 т. М«1981. Т. 1. С. 284-286; Деммени  Е. С. Призвание -кукольник. Л., 198S.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100