В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Пьеха Эдита

Пьеха Эдита (Эдита Мария) Станиславовна (род. 31.07.1937, Нуаэль-су-Ланс. Франция) — певица. Нар. арт. СССР (1988). Родители поляки, работали на угольных шахтах на севере Франции. В четыре года потеряла отца. После войны (1946-1955) жила в Польше (Богушев), окончила педагогический лицей в Валбжихе, занималась на курсах русского языка, готовилась стать учительницей. Пела с раннего детства, знала много французских и польских песен. В 1955 поступила по конкурсу в Ленингр. ун-т на отделение психологии философского фак-та. Сразу записалась в хор польского землячества, руководителем был студент Ленингр. консерватории А. Броневицкий. Он пригласил П. в студенческий ансамбль при консерватории (дек. 1955). Золотая медаль на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1957) подвела черту первому любительскому периоду существования ансамбля. П. пела знакомые песенки: «Красный автобус» (на польском языке), «Мой Янек», «Гитара любви» и др. В многоцветной полифонии мужских голосов «Дружбы» выделялось ее красивое, чуть глуховатое сопрано, легкий, придающий индивидуальную особенность пению акцент. Ее имя на афише уже тогда писалось «красной строкой». Ансамбль приобрел популярность, особенно
-538-
среди молодежи. Концертируя, на ходу она получала музыкальное ц вокальное образование, искала собственный репертуар.
Броневицкий оказался способным педагогом, П. — на редкость одаренной и работоспособной ученицей. Уже в начале 60-х гг. появились песни, на десятилетия сохранившиеся в ее репертуаре: «Стань таким» (А. Флярковский- Р. Рождественский. 1963), «Мама» (Броневицкий — О. Милявский) и «Венок Дуная» (О. Фельцман — Е. Долматовский, 1964), «Белый свет» (Фельцман — М. Танич и И. Ша-феран, 1965), «Песня остается с человеком» (А. Островский — С. Островой, 1965) и др. В обширном репертуаре ансамбля «Дружба» и его солистки- русские народные песни «Метелица», «Сама садик я садила», старинные романсы («Только раз бывает в жизни встреча»); наибольший успех имеют драматические баллады («Огромное небо» Фелъцмана- Рождественского, 1968), лирико-драматические «Зачем снятся сны» (С. Пож-лакова — Рождественского, 1971), «Край березовый» (Броневицкого — И. Резника, 1972), «Радуга» (Флярковского- Танина, 1974), ритмичные шлягеры «Ничего не вижу» (Фельцмана — Л. Ошанина, 1967), шуточные «Наш сосед» (муз. и слова Б. Потемкина, 1968) и др. Броневицкий стремился с помощью мизансцен, пластики, света, особой инструментовки театрализовать исполнение. Наступил момент, когда П. стали стеснять рамки музыкальной (и театральной) режиссуры. Ей нужно было остаться наедине с песней и своими слушателями. За проведенные в ансамбле годы она приобрела артистическое мастерство, прошла вокальную школу, в голосе появились многокрасочность, гибкость, полетность, с характерным глубоким нижним регистром. В 1976 покинула «Дружбу», создала свой аккомпанирующий ансамбль (первым музыкальным руководителем был выпускник консерватории Г. Клеймиц). П. не гонится за модными звучаниями, современными ритмами, для нее существуют песни плохие и хорошие, чужие и «свои» (поет вальсы, танго, романсы и др.). В репертуаре «Придет и к вам любовь» (М. Фрад-
кина- Рождественского, 1977), «Ни дня’без песни» (А. Петрова- Ю. Берга, 1980), «Не переживай» (А.Морозова — М. Рябинина, 1984), «Нам рано жить воспоминаниями» (А. Мажукова — В. Меньшикова), «Семейный альбом» (Д. Тухманова — Танина, 1987), «Белый вечер» (И. Корнелюка — Р. Лисиц, 1988), «Почему я сказала вам нет» (И.Азарова- Танина, 1992) и др. Продолжает петь свои «золотые шлягеры», составляя из них музыкальные «мозаики». Исполняя песню, П. как бы использует прием «открытого» собеседования с публикой; особая пластика, широкий «закругленный» жест вовлекает слушателей в мир песни; концертный костюм, в соответствующей характеру песни цветовой гамме, подчеркивает стройность ее фигуры.
Гармония внешнего облика в соединении с особым, свойственным польской женщине шармом, оптимизм, вера в добро и красоту отличают ее искусство. В течение десятилетий «отстаивает право на собственный стиль, не игнорируя требований времени, но и не становясь их рабом» (Н.Завадская). Много гастролирует за рубежом: Франция (1969 — 47 концертов в «Олимпии»), неоднократно в 1ермании, США, на Кубе, в Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии, трижды в Афганистане, в странах Латинской Америки, в Израиле, Монголии и других странах. Снималась в к/ф «Судьба резидента» и др. В 1997 весь С.-Петербург торжественно отметил 60-летие П. Сумев сохранить молодость, обаяние, красоту, она остается одной из лучших современных эстрадных певиц.
Дочь Илона Александровна Броневицкая в 1983 окончила ЛГИТМиК, эстрадная певица, ведет передачи на ТВ («Шире круг» и др.), поет в ночных клубах.
Лит.: КлинчинА. Три шага ансамбля // СЭЦ. 1965. № 10. С. 16-18; Бейлин  А. Эдита Пьеха // Воображаемый концерт. Л., 1971; С верой в песню // СЭЦ. 1972. № 8. С. 18-19; Эдита Пьеха // Певцы советской эстрады. М., 1977; Завадская  Н. Эдита Пьеха выигрывает бой // Муз. жизнь. 1988. № 1/2. С. 12.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100