В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Поющие гитары

«Поющие гитары» — первый вокально-инструментальный ансамбль (ВИА). Создан в Ленинграде в 1966. Руководитель и участник Анатолий Николаевич Васильев (род. 1935, Ленинград). Занимаясь в самодеятельности, овладел баяном, домрой, мандолиной, балалайкой. Любимой музыкой оставался джаз. Увлекался фильмами «Веселые ребята», «Серенада солнечной долины», собирал записи Л. Утесова, Глена Миллера, Гарри Джеймса. В 1954 в Ле-нингр. Дворце пионеров возник оркестр под упр. С. Пожлакова. Раздобыв старый саксофон, Васильев стал участником оркестра. На разваливающихся, полуржавых инструментах играли джазовые мелодии, подобранные на слух с пластинок или же записей, переписанных на первые советские магнитофоны. Играли на танцах. В 1957 Васильев перешел в Ленэстра-ду в оркестр В. Понаровского, где стал играть на гитаре. В 1959 попытался создать собственный эстрадный ансамбль, но, потерпев неудачу, стал работать (1959-1965) в ансамбле «Дружба» в небольшом составе, первоначально даже без ударных, аккомпанировавшем вокальной группе с солисткой Э. Пьехой. Занимаясь аранжировками эстрадных песен, обратил внимание на выступление итальянского певца Марино Марини и особенно на эффект реверберации в его программе. Вместе со звукорежиссером «Дружбы» А. Кулаковым изобретает ревербератор, увлекается возможностями электрогитары. Весной 1966 уходит из ансамбля «Дружба» и создает сначала обычный эстрадный состав с певцом-солистом (А. Королев). В состав ансамбля вводит три гитары, орган и ударные. Из магнитофона «Яуза» делает ревербератор. Обстоятельства сложились так, что вокалист отказался участвовать в проекте. Пришлось запеть инструментальному составу. Песни  А. Островского,
-529-
А. Колкера, М. Таривердиева, А. Бабаджаняна впервые зазвучали с эстрады в аранжировке для инструментального состава рок-групп. Так советская песня на эстраде не исполнялась еще никогда. Изменилось сценическое поведение, мизансцены. Привычное ансамблевое пение «плечом к- плечу» с одним микрофоном сменилось свободной расстановкой участников — каждый имел свой микрофон, что придавало особую динамику исполнению. Первый состав: А. Васильев (соло-гитара), Ю. Чванов и В. Калинин (аккомпанирующие гитары), Е. Броневиц-кий (бас-гитара), Л. Вильдавский (электроорган), О. Мошкович (ф-но), Э. Бернштейн (труба), С. Лавровский (ударные), Е. Федорова (солистка). Вскоре в группу вошел Ю. Антонов, быстро проявивший себя как композитор. Две песни Антонова — «Нет тебя прекрасней» и «О добрых молодцах и красных девицах» обрели популярность. Вызывали интерес и новые аранжировки старых русских песен — «Тройка почтовая», «Тонкая рябина» и др. (1967). Постепенно в репертуар входят «Полюшко-поле» Л. Книппера, «Эх, дороги» А. Новикова, «Катюша» М. Блантера. Исполняются и авторские композиции Васильева — песни на стихи Ж. Превера «Зыбучие пески», «Для тебя, любовь». Актерские способности участников проявляются в «ковбойских пародиях», народных частушках «Ленингр. ребята», шуточной «цыганщине». Вскоре в репертуаре появляются концертные программы, объединенные одной темой («Я счастлив, что я ленинградец», 1967), включающие песни и стихи советских авторов, рассказы, фельетоны, скетчи, а порой и цирковые номера. Элементы театрализации проникают и в отдельные номера — так, французская песня «Расстрел» исполняется с «ружьями», в которые трансформируются гитары. Используются и световые эффекты.
Весной 1974 состоялась встреча ВИА «П. Г.» с композитором А. Журбиным. Летом 1975 на сцене студии Ленингр. консерватории состоялась премьера рок-оперы «Орфей и Эвридика» в постановке М. Розовского с И. Понаровской и А. Асадуллиным в главных ролях. (Через три года насчитывалось уже 500 представлений, звучала в Чехословакии, ГДР.) Причин для массового успеха было несколько. С одной стороны, сказалось тяготение современной песни к театрализации (успех студенческого спектакля «Зримая песня» в постановке Г. Товстоногова в Ленинграде и др.). С другой- публика начинала уставать от одинаковых, скроенных по единому образцу ВИА. В дисках и магнитофонной записи огромную популярность имели «Вестсайдская история» Бернстайна, рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» Э, Уэббера. Российский вариант бродвейского рок-мюзикла рок-опера «Орфей и Эвридика» сочетала несколько стилей (диффузия стилей и жанров вообще является характерным свойством рок-оперы). Эпизоды чисто классические по языку: вступление, оркестровые интерлюдии, заключение — настраивают на серьезный, «античный» лад — это подражание стилистике Монте-верди и Глюка. Ряд эпизодов (танец Певчего бога) построен на ритмах и интонациях, близких джазу. Но преобладающая часть «Орфея» — рок-музыка. Иногда она утрирована — в сцене состязания певцов три песни — пародия на рок-н-ролл, итальянский шлягер, хард-рок. Финал оперы полон экспрессии, яркого мелодизма. И, наконец, отдельный пласт составляет эстрадно-массовая музыка, выдержанная в стилистике песен В. Соловьева-Седого, А. Пахмутовой, М. Фрадкина, а также эпизоды в духе студенческой «гитарной» песни. Вслед за «Орфеем и Эвридикой» вскоре последовала постановка рок-оперы «Фламандская легенда» Р. Гринблата. премьера которой состоялась в 1978 (постановщик С. Илюхин). Язык «Фламандской легенды» («Тиль») отличается от рок-оперы «Орфей и Эвридика». Он более близок к современной камерной опере, соединяющей традиции народного балаганного театра с броской афористичной музыкой (песенные по-певки в опере почти отсутствуют, вытесняясь игрой тембров, сонористической и атональной звукописью). К 1989 эти спектакли вошли в репертуар С.-Петерб. театра рок-оперы (рук. В. Под-городинский), ставшего «преемником» «П. Г.».
Лит.: ЗакВ., Подберезовский  М. Поющие гитары // Муз. жизнь. 1968. N° 6; Скороходов Г. Звезды советской эстрады. М, 1986. С. 121-125.
Л. К. Бубенникова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100