В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Поэт-Песенник

Поэт-Песенник — термин сленговый, не точный по сути, тем не менее бытующий на эстраде. Зародился он одновременно с появлением в 30-х гг. феномена советской песни. Именно тогда на смену постреволюционным массовым маршевым песням пришли песни с более расширительным спектром жизненных эмоций — лирико-любовные, шуточные, задушевные. Это потребовало интенсивной работы композиторов, поэтов. Часто песни создавались для к/ф и с экрана уходили в жизнь и на эстраду. Появились поэты, для которых стихи -526 к песням стали превалировать в их поэтическом творчестве (М. Исаковский, В. Лебедев-Кумач). Их стали называть поэтами-песенниками. В слове «песенник» есть некий пренебрежительный оттенок. А тем не менее, как утверждал в одной из дискуссий о песне известный поэт, уделявший много внимания песенному творчеству, Р. Рождественский: «Песня — это еще и способ прочтения стихов». Поэт предполагал необходимость особого поэтического таланта, чтобы суметь «услышать» и передать в простых искренних стихах те чувства, те нюансы жизненных коллизий, которые укладываются, как считал Рождественский, в промежуток между колыбельной и траурной песнями, обрамляющими человеческую жизнь, между которыми «наша любовь и ненависть, гнев и восторг, печаль и вдохновение, работа и отдых». И песням, написанным поэтами, нашедшими «золотой ключик» для открывания душ и сердец слушателей, уготована долгая жизнь и благодарная любовь людская. Вот почему навсегда остается с нами песня «Над полями да над чистыми», единственная из многочисленного поэтического наследия поэта далеко не первой величины (А. Рославлев, 1883-1920), песня светлая, чистая, раздольная; или романс «Калитка» — тоже единственный в творчестве А. Будищева (1867-1916), положенный на музыку композитором С. Обуховым в 1910; и единственная песня поэта-фронтовика А. Соболева, страстный, полный высокого трагического пафоса «Бухенвальдский набат» (муз. В. Мурадели, 1958). Есть поэты, стихи которых легли в основу всего нескольких песен, но эти песни относятся к лучшим образцам отечественного песенного творчества (М. Светлов, К. Симонов, Р. Гамзатов, Д. Самойлов, Е. Винокуров и др.). Для многих поэтов песня лишь одна из сторон их литературной деятельности (М. Мату с веский, Е. Долматовский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский). Другие же сделали песню главным делом своей жизни (Л. Фатьянов, М. Танич, Л. Дербежв, И. Резник). Помимо эмоционального воздействия, песня, как считал Рождественский, «больше и чаще, чем любой другой жанр искусства, может и умеет впечатываться в эпоху, в тот или иной ее отрезок. Впечатываться намертво!» (Юность. 1976. № 5. С. 51). Создание песни — творчество коллективное, рождается она в единении троих — композитора, поэта, исполнителя. Партнером поэта выступает композитор, поэтому так важны постоянные творческие содружества поэта- композитора, тандем единомышленников, в результате сотворчества которых появилась наша песенная классика: И. Дунаевский — Лебедев-Кумач, А. Пахмутова — Н. Добронравов, Э. Колмановский — К. Ваншенкин, А. Островский — Л. Ошанин, М. Фрадкин — Е. Долматовский, Ю. Саульский — Л. Завальнюк, Г. Поно-маренко — В. Боков и др. Третьей составляющей успеха песни становится исполнитель. И не только композиторы, но и некоторые поэты, хорошо зная стилистику определенного исполнителя, чутко улавливая его самобытность, пишут песни, имеющие конкретного адресата, часто помогая певцам обрести собственную индивидуальность (так работал Дербенев, так работает Л. Рубальская и многие другие). Случается, что сами певцы способствуют рождению песен (благодаря настойчивости М. Бернеса, «услышавшего» в стихах Ваншенкина будущую песню, и поныне звучит «Я люблю тебя, жизнь!», муз. Колмановского).
Несмотря на коллективность создания песни, ответственность часто ложится на поэта, ибо «в начале было слово». В жарких дискуссиях о песне, которые шли на протяжении всего советского периода в прессе, особенно доставалось текстам. Как в любом деле, и здесь появлялись халтурщики, рифмоплеты, что вызывало озабоченность профессионалов. Вскоре после войны Исаковский сетовал: «…нас начинает захлестывать волна песен, по музыке, может статся, и хороших или в крайнем случае средних, но написанных на слабые, на скверные, на бездарные стихи, которые отнюдь не могут служить украшением нашей поэзии. Скорей всего они компрометируют ее. И пусть авторы таких стихов называют себя поэтами-песенниками. Они не поэты. Они ремесленники, поденщики, даже откровенные халтурщики» (Исаковский. Цит. по ст.: Юность. 1976. № 5. С. 54). Но лучшие поэты, посвятившие себя песне, — тонкие знатоки законов песенной поэзии. А такие неписаные законы существовали: это, как правило, не более 4-5 строф, в каждой строфе или через одну точно найденная повторяющаяся строчка, в основном последняя; каждая строка вмещает одну законченную фразу, много строк заканчивается на «песенные» -а, -о, -я. Но следование законам еще не все. Поэты — тонкие знатоки человеческой души, умеют откликнуться на радость и боль, образно и поэтично передать эти простые человеческие чувства.
За многие десятилетия песня прошла разные этапы взлетов и падений (см. «Песня»). Из каждой эпохи остались и вошли в золотой фонд песенной культуры разнообразные по жанрам, темам, эмоциональному настрою песни поэтов разных поколений: С. Алымов — А. Новиков «Самовары-самопалы», «Вася-Василек», «Россия»;
A. Чуркин- Г. Носов «Парень кудрявый», «Далеко-далеко»; В. Агатов — Н. Богословский «Темная ночь»; Я. Френкель — М. Табачников «Давай закурим»; Я. Шведов — В. Макаров «Рос на опушке рощи клен». Стихи  А. Жарова, А. Суркова, А. Софронова, В. Войновича, И. Кашежевой, Г. Поженяна, Н. Рубцова, Г. Горбовского, B. Татаринова, В. Орлова, Ф. Лаубе, В. Лазарева, И. Кохановского, А. Коваленкова, М. Рябинина, М. Агашиной, Н. Олева, С. Фогельсона, М. Шаброва, В. Пеленягрэ, Ю. Левитанского, Б. Дубровина, Б. Шифрина, Н. Денисова, К. Филипповой и многих, многих других поэтов, ставшие песнями, создали поэтический пласт российской песенной культуры.
К 70-м гг. время внесло свои коррективы в общее, все еще бытующее понятие «советская песня», в отечественную песенную культуру ворвался мощный поток авторской песни (см. «Авторская песня»), с одной стороны, с другой — песни новых музыкальных направлений — рок, диско, поп. Под впечатлением от ансамбля знаменитой ливерпульской четверки («Битлз») и в подражание им многие песни писались и исполнялись у нас на английском языке, но вскоре зазвучали и на русском. Тексты рок-певцов несли серьезную смысловую нагрузку, и недаром А. Градский, «Машина времени», «Аквариум» и другие были долгое время в андеграунде, острые тексты стали формой своеобразного протеста. «Рок — музыка стрессового состояния души», — считает Градский (СЭЦ. 1990. № 2. C. 28), но в сочинении композиций он всегда идет от идеи, от слова к музыке.
Увлечение словом, мыслью приводит многих рокеров к классической поэзии (В. Маяковский, С. Есенин, О. Мандельштам).
В 80-90-е гг. набирает силу и другое направление — поп-музыки, не без основания получившее пренебрежительную кличку «попса», где значение поэтического слова в песне снижается, становится вспомогательным. Иногда песня может быть построена только на одной, двух фразах, четко отмеривающих ритм. В такого рода «ритмических», бездумных песенках часто звучат и просто безграмотные тексты, ибо кажущаяся простота придумывания рифм позволяет некоторым поп-артистам складывать тексты себе самостоятельно. Такого рода по-дельщиков стали называть текстовиками, появилось даже сленговое слово «текстарь». Но и в это время остаются преданные песне поэты, композиторы и исполнители, продолжающие отечественную песенную традицию, основанную на простоте и искренности чувств (А. Поперечный, муз. О: Иванова «Завалинка», А. Дементьев, муз. А- Ковалевского «Молитва Шопена», К. Филиппова, муз. О. Иванова «Ваша светлость» и др.). Недаром уже в 90-е гг. наметился ностальгический возврат к старым мелодичным песням. В среде молодых поэтов, пишущих стихи для песен, появилось немало способных людей. Много работает С. Осиашви-ли, в тандеме с композитором В. Добрыниным родились песни «Бабушки-старушки», «Не сыпь мне соль на раны», «Колодец», «Любовники». Дуэт композитора И. Матвиенко и поэта А. Ша-ганова создал песни для групп «Черный кофе», «Любэ» («Комбат», «Не валяй дурака, Америка»), для Д. Маликова. Песни  Г. Белкина поют Ф. Киркоров («Лишних слов не надо»), К. Семенова («Купаюсь в любви»), Л. Долина («Старый колдун»), Азиза («Легенда о слепом орле»), поют их Ф. Царикати, Анастасия, В. Казаченко и др. Л. Воропаева (часто в соавторстве с мужем композитором В. Дорохиным) помогла создать репертуар для сольного концерта Жене Белоусову, пишет для В. Леонтьева, И. Понаров-ской, Долиной, Вл. Преснякова (мл.). И. Кормильцев создал весь репертуар «Наутилуса Помпили-уса». К. Арсентьев сотрудничает с певцами О. Кормухиной, Т. Овсиенко. К. Кавалерян пишет для В. Сташевского, М. Пушкина — для К. Никольского, Регина Лисиц работает с композитором И. Корнелюком, А. Кулик с композитором и исполнительницей Гельсят Шайдуловой, и еще много новых имен, для которых так же важен результат, рождающийся от суммы усилий триумвирата композитора — поэта — исполнителя.
Лит.: Поет советская страна: Сб. песен. М., 1962; Песня остается с человеком: Сб. песен 60-х гг. М., 1966; Вартанов  А. Песня и стих // СЭЦ. 1966. № 6. С. 20-21; Афанасьев. Поэты и песни // Там же. 1970. № 10. С. 28-29; ВелеховаН. Разговор о песне // СЭЦ. 1970. № 3. С. 8-9; Ильичев  М. Человек идет за песней // Там же. 1976. № 2. С. 14-15; Рождественский  Р. А дискуссия продолжается… (заметки о песне) // Юность. 1976. № 5. С. 50-58; Иванова  Н. Рок- не развлечение // СЭЦ. 1990. № 2. С. 26-28.
О. А. Кузнецова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100