В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Попова В. А.

Попова Валентина Алексеевна (23.02. 1918, Тюмень- 15.09.1992, Москва)- мастер художественного слова, драматическая актриса. Лауреат Гос. премии (1951). Нар. арт. РСФСР (1970). Окончила Ленингр. ин-т сценического искусства у Л. Вивьена. Начинала свой путь в Театре Советской армии. Еще во время войны, совсем юной, выступала с чтением во фронтовой бригаде театра. Долгое время совмещала работу в ЦТСА с концертной деятельностью. В 40-50-е гг. создавала героические и публицистические композиции. Героическое начало было органически присуще характеру ее дарования, она остро ощущала запросы времени и горячо откликалась на них. В 1946 П. сыграла роль Зои в «Сказке о правде» М. Алигер на сцене ЦТСА. В этой роли (о судьбе Космодемьянской) она имела огромный успех.
В 1948 появляется ее моноспектакль «Зоя», в 1950 «Голоса друзей», где в форме публицистических монологов звучали голоса П. Неруды, Н. Гильена, Л. Хьюза, М. Танка, М. Турсун-заде — поэтов — борцов за мир. В 1953 — «Люди, я люблю вас, будьте бдительны» (по книге Ю. Фучика «Репортаж с петлей на шее»). В 1957 г.- «Посланец мира» (сценарий С. Антонова). В 1959 — «Иду в жизнь» (по повести Н. Дементьева о Зоре Дановской). Режиссером большинства героико-публицистических работ 50-х гг. была Н. Ольшевская, которая познакомила П. с А. Ахматовой. В 1956 появился моноспектакль «Настасья Филипповна» (по роману Ф. Достоевского «Идиот», реж. Ольшевская). Многообразие приемов — и виртуозная техника драматической актрисы, и мастерство рассказчицы, и лиризм, и исповедальность поэтического моноспектакля — все было направлено на создание трагического характера героини Достоевского.
П. стремилась к синтезу традиций театра одного актера и искусства рассказывания. Ярчайшая индивидуальность актрисы окрашивала и то и другое в свои неповторимые тона. Ее героини — чаще всего простые женщины из гущи народа, с их позиций и оценивается жизнь. В этой связи настоящим событием стал вечер рассказов Мопассана (1954): «В порту», «Ожерелье», «Ребенок», «М-ль Фифи». Начало 60-х ознаменовалось вечером поэзии, в кот. звучали стихи Н. Гильена, Ж. Превера, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Л. Мартынова (1962). Незабываемым было исполнение стихов Превера: «Париж ночью», «На улице Сены», «Стирка», «Я такая, какая есть», «Как нарисовать птицу».
В 1966 была создана программа «О друзьях-товарищах», куда входили стихи о войне К. Симонова, М. Алигер, А. Твардовского, П. Воронь-ко. В конце 60-х — начале 70-х гг. появились новые публицистические композиции. В 1968 — «Вначале века» (реж. Н. Ольшевская); 1969 — «Избираю мужество» (монодрама Г. Слоевской о Розе Люксембург- реж. М. Левитин); 1972 — «Созвездие республик».
Создавая работы на злобу дня, актриса завоевывала себе право заниматься классикой, говорить с эстрады о вечном. В 1976 появляется композиция «Листья травы» по произведениям Уолта Уитмена (автор и реж. Л. Цука-сова). В этой работе П. передавала восхищение перед величием человеческого духа, исповедовалась в любви к миру, призывая уберечь его от грозящей катастрофы.
В 1979 осуществилась ее заветная мечта — «Анна Ахматова. Бег времени» (реж. В. Митрохин). Литер, композицию в 2-х отд. актриса составила из лирики, прозы — воспоминаний о А. Блоке и Модильяни, цикла стихов «Ветер войны». П. стремилась передать трагедийное начало поэзии Ахматовой, а последний цикл исполняла как народный плач о погибших в Ленинградской блокаде. В 70-80-е гг. П. открывает для себя новые пути в искусстве литер, эстрады. Литературно-музык. представление «Амур и Психея» по сказке Апулея «Золотой осел», стихам Пушкина. Богдановича, басням Лафонтена — яркий, зрелищный, комедийный моноспектакль с перевоплощениями, с обыгрыванием вещей. Театр и худож. слово в нем органично соединялись. В создании композиции принимал участие М. Зи-сельман, реж. А. Попеко. Последней программой в 1985 стали «Письма незнакомки» А. Мо-руа.
Лит.: Смирнова  Н. Валентина Попова // Мастера художеств, слова М., 1983. С. 107-128: Дубнова  Е. Об искусстве художеств, слова. М., 1986. С. 47-49: Обреченность для искусства // Театр. 1993. № 7. С. 94.
Е. Я. Дубнова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100