В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Пономарева В. Д.

Пономарева Валентина Дмитриевна
(род. 10.07.1939, Москва)- джазовая и эстрадная певица, меццо-сопрано. Одна из немногих отечественных певиц международного класса, органично соединившая в своем творчестве самые разные стилевые потоки, формы, жанры и традиции.
Родилась в музыкальной семье (и мать и отец — потомственный цыганский музыкант — окончили Моск. консерваторию), но образование получила в Хабаровске, куда родителей занесла кочевая артистическая жизнь. Здесь она окончила музыкальную школу, вокальный и фортепианный фак-ты Ин-та искусств, а также театральную студию. Здесь же состоялся и ее дебют: еще студенткой она выступила в драм-театре в роли Маши в «Живом трупе» Л. Толстого и надолго запомнилась местным театралам проникновенным исполнением традиционных «Невечерняя» и «В час роковой». Однако к исполнению романсов — жанру, который пройдет через всю ее жизнь, молодая актриса отнеслась тогда более чем равнодушно. Стремление быть в искусстве чуть впереди, «на острие», на грани обозначилось уже в начале карьеры и стало ее творческим кредо.
В 1967 она впервые появилась на джазовой сцене и сразу же получила приглашение в оркестр А. Кролла, не без оснований считавшийся — подлинным «джазовым университетом». Проработав здесь несколько лет, П. стала лучшей на то время исполнительницей джазового «мэйн-стрима».
Новый поворот судьбы — и П. становится актрисой театра «Ромэв». Однако ее влечет не сцена, а участие в одноименном цыганском трио (в его составе кроме П. талантливые музыканты Играф Йошка и Георгий Квик). Подобные ансамбли, стремившиеся соединить фольклорную традицию с языком современной музыкальной эстрады, возникали в то время повсеместно (жанр «фолк-поп-музыки»). Изящные, порой элегантные аранжировки, эмоционально насыщенная энергетика традиционной манеры пения, лишенной, однако, малейшего налета «цыганщины», безупречное чувство ансамбля, высокая исполнительская культура, наконец, повсеместно известный и любимый репертуар приносили трио «Ромэн» неизменный успех. В 70-х гг. ансамбль объехал полмира, выпустил несколько дисков.
80-е гг. стали периодом расцвета творческой активности певицы, временем неустанных поисков и обретений. Уже в самом их начале она снова круто меняет свою судьбу и возвращается к джазу, но к джазу нетрадиционному, во многом эпатажному. Она непринужденно соединяет джазовый вокал с инструментальным театром, участвуя в «Популярных механиках» С. Курехина, оттачивает технику импровизационного пения, сотрудничая с трио «ГТЧ» (Ганелин — Тарасов- Чекасин), поет с «Аквариумом» Б. Гребенщикова. Особую линию ее творчества составляет участие в становлении так называемой новой фольклорной волны, синтезировавшей фольклорную архаику с крайностями музыкального авангарда. Среди работ этого плана — запись композиции А. Вапирова «Дух Огдну» («Линии судьбы», Мелодия, 1987), запись диска «Пилигримы» с «почвеннической» группой «Архангельск» (1989) и многие другие. Уже в первых «Поп-механиках» Курехина джазовый авангард вплотную сомкнулся со своим антиподом — авангардом академическим, обе эти линии слились воедино и в творчестве П., чему способствовало знакомство с композитором Софьей Губайдулиной (началось с озвучания мультфильмов «Балаган» и др.). В 1989 П. записывает с ансамблем Марка Пекарского «Вечный зов» Губайдулиной, а в 1992 в Швейцарии обе они участвуют в записи двух дисков группы интуитивной импровизации «Астрея». К середине 80-х гг. П. становится признанным лидером вокального авангарда. Ее сольный диск «Прорицательница», выпущенный в Великобритании, вошел в десятку лучших альбомов мира 1985, а сама она была названа мировой критикой «открытием года».
Однако на родине она была для широкой публики лишь исполнительницей «цыганских романсов». После выхода на экраны фильма «Жестокий романс» (1984), где П. спела за кадром удачные романсные стилизации А. Петрова на стихи Б. Ахмадулиной, М. Цветаевой, Э. Рязанова, и, особенно, после выпуска одноименной грампластинки и первых телевизионных выступлений она безоговорочно утвердилась в сознании публики в этом качестве. Последующая деятельность П. становится как бы слегка театрализованной исповедью Женщины, в которой «несмелым языком романса» она раскрывает самые потаенные уголки женской души. Подлинная культура камерного пения и испове-дальность интонации, чуждающаяся, обширных сценических пространств, отличает ее исполнение. В репертуаре П. — и классика жанра, и его современные стилизации, создаваемые специально для нее А. Петровым, В. Успенским и другими композиторами. Со временем от сольных программ она переходит к тематически продуманным композициям, воплощать которые на сцене ей помогают гитаристы-виртуозы С. Воронцов и К. Гогунский вместе с коллективом созданного ею в начале 90-х гг. «Музыкального театра Валентины Пономаревой».
Лит.: Косолобенков  Н. Разные лики певицы // СЭЦ. 1987. № 3. С. 14-15; Вельская  И. Обреченная на любовь // Смена. 1995. № 25; Минаева В. Дорогой длинною романса // Мир женщины. 1995. № 5; ГавриловГ. Валентина Пономарева. М., 2000.
Л. И. Левин


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100