В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Полякова А. А.

Полякова Настя (Анастасия Алексеевна)
(конец 1870-х- ?), — цыганская певица. Была родом из настоящих таборных цыган. После смерти отца, в пятилетнем возрасте, переселилась в Москву. Старшие братья и сестры П. стали петь в хоре ресторана «Яръ», где, достигнув двенадцатилетнего везраста, начала выступать и она сама. Но еще до поступления в хор П. знала по памяти все песни и романсы, которые слышала в исполнении родни. Никогда не училась музыке, но песня стала ее стихией, способом изливать свою душу, открывать ее самые затаенные уголки. Голос  П. специалисты определяли как свежее меццо-сопрано с металлом в нижнем и среднем регистрах, другие как сочное контральто, возможно, с годами его звучание менялось, он становился насыщенней и глубже. Пение  П. отличалось изысканной манерой интонирования, фразировки, которую она, безусловно, переняла у своей современницы и соплеменницы, еще при ней певшей в ресторане «Яръ», у великой Вари Паниной. Настоящий фурор произвело выступление П. в сборном концерте в московском опереточном театре «Парадиз», в котором приняли участие лучшие исполнители цыганского репертуара — Р. Раисова, А. Давыдов (Карапетян) и др. П. исполнила старинные романсы «Я пленился твоей красотой», «Мой костер», «Я в степях Молдавии родилась». С этого выступления начинается карьера юной артистки (14-15 лет), которой еще многому предстояло учиться. Благотворное влияние на П. оказала графиня Т. К. Толстая, большая любительница цыганского пения и автор ряда известных романсов. Она составила для П. концертную программу, в которую входили романсы: «Я люблю тебя, как солнце», «Я так хочу, чтобы ты был со мной», «Баюшки-баю», «Ветерочек», «Я гордо в мире шел», «В час роковой», «Сирени запах, трели соловья», «Вчера ожидала я друга», «Верная, манерная», «Валенки» и др. Толстая несколько изменила и имидж П., стремившейся во всем подражать Паниной. Ее основной темой становится не столько трагическая жертвенная любовь женщины, сколько светлое чувство юной девушки, впервые встретившей свою судьбу. В 21 год П. вышла замуж и покинула хор. На несколько лет прервалась так блистательно начавшаяся карьера. Возвращению на сцену способствовала Панина. Однажды  П. случайно появилась на ее концерте (в Охотничьем клубе Москвы) в качестве зрительницы. Панина почти насильно вывела ее на сцену. Без предварительной подготовки они дуэтом спели несколько романсов («Скажи душою откровенной», «О, не гляди», «В темной алее заглохшего сада»), чем привели в неописуемый восторг собравшуюся публику. Этим жестом Панина как бы сделала П. своей преемницей, больше никогда не покидавшей эстраду. Осенью 1911 она дала несколько концертов в залах Московской консерватории, стала много гастролировать по России, пела в Петербурге, выступала в Средней Азии, на Северном Кавказе. В эти же годы начала записываться на граммофонные пластинки. В ее репертуаре были романсы и современных авторов, и старинные цыганские песни, например знаменитые «Валенки». Она не конкурировала ни с кем, так как имела собственный стиль, индивидуальную манеру и пела «свои» песни и романсы, многие из которых исполняла с напева старых цыган. В 1915-1917 П. выступала также на эстрадах театров миниатюр и кабаре. В 1920 эмигрировала на Запад, работала в ресторанах, солировала, пела с цыганским хором, нередко встречалась в одной программе с А. Вертинским, Ю. Морфесси, Н. Плевицкой и др. В 1926 в Париже под председательством А. Куприна было торжественно отмечено тридцатилетие ее артистической деятельности. В октябре 1933 П. участвовала в концерте «Ночи безумные», который организовал известный оперный певец А. М. Давыдов. Это было одно из последних публичных выступлений П. По непроверенным данным, в конце 1934 под угрозой прихода гитлеровцев уехала с мужем в США. Умерла после окончания войны в нищете и забвении.
Лит.: Савченко  Б. Кумиры российской эстрады. М., 1998. С. 273-276.
А. А. Лопатин


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100