В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Поляков В. С.

Поляков Владимир Соломонович (14.12. 1909, Петербург- 14.02.1979, Москва)- писатель, автор пьес, монологов, сценок для театров миниатюр, рассказов, киносценариев. В школе начал писать фельетоны, посылал их в газету «Пушка», где состоялся литературный дебют (1926). Ленингр. электротехнический ин-т, куда поступил после десятилетки, сменил на литературный фак-т Высших гос. курсов искусств. Вместе с другими студентами создал пародийный театр «Свисток». Писал рассказы в журнал «Бегемот», членом редколлегии был М. Зощенко, по словам П., его «крестный отец». Пародийная пьеса «Солнцеворот» стала театральным дебютом («Кривое зеркало», 1928). Писал для Ленингр. театра эстрады («Зигзаги любви», «Моя хата», обе с Н. Суриным, 1929-1930). Участвовал в создании Театра малых форм (1930), писал для ленингр. Театра обозрений Дома печати, Ленингр. мюзик-холла. Был постоянным автором и участником актерских капустников, проводившихся в клубах художеств, интеллигенции. Писал для эстрадных актеров В. Гущинского, Р. Зеленой, П. Муравского, М. Мироновой. В годы Великой Отечественной войны работал в газете Южного фронта, редактировал сатирический журнал «Каленым штыком». При поддержке Всерос. театрального о-ва создал фронтовой театр миниатюр «Веселый десант» (1942-1943), был худ. рук., автором, режиссером, конферансье этого театра. Событием в жизни П. стала встреча с А. Райкиным (1939). Их содружество продолжалось около 20 лет. За первыми миниатюрами последовал развернутый фельетон «На чашку чая» (1940), давший название всей программе. Следующая программа «Не проходите мимо» (1940) целиком написана П., фельетон «Невский проспект» наметил новое направление в творчестве артиста. П. был нужен Райкину, но, как справедливо заметил критик Евг. Мин, «не меньшее, если не большее превращение произошло и с П.». Несмотря на присущее ему знание специфики эстрады, остроумие, его раннее творчество «порой отдавало каким-то домашним юмором» (Звезда. 1955. № 4). Работа с Райкиным помогла П. выйти на более широкий круг проблем, овладеть сатирической образностью. Содружество с Ленингр. театром миниатюр возобновилось сразу же после войны: спектакли «Откровенно говоря», 1947; «На разных языках», 1948; «Любовь и коварство», 1949; «Вокруг света в 80 дней», 1950. С обязательным в эти годы «положительным» фельетоном (удачным образцом его можно считать «В rqcTHHHne „Москва“») сосуществовали сатирические монологи, монопьеса «Лестница славы», надолго сохранившаяся в репертуаре Рай-кйна. Спектакли, «Смеяться, право, не грешно» (1953), «За чашкой чая» (1954) относятся к лучшим работам Ленингр. театра миниатюр, а вошедшие в них сценка «Непостижимо», монологи «Зависть», «Наши знакомые» (почти по Гоголю) можно считать классикой малой формы. Последняя работа с Райкиным сценарий фильма «Мы с вами где-то встречались» (1957). В 1959 П. создал и возглавил Моск. театр миниатюр. Писал для него репертуар (обозрение «О, Маргарита!», фарс «Р-р-ревность», пародии, сценки, интермедии, песенки и др.). Привлекал на постановки известных режиссеров Ю. Любимова, А. Гончарова, Д. Тункеля, ставил сам, стремясь воскресить традиции «Кривого зеркала». Постоянные «проработки» со стороны вышестоящих «инстанций» заставили покинуть театр (1968). Работал над мемуарами «Товарищ Смех», книгой рассказов, в которых доминирует грустный юмор. Автор ряда значительных сатирических образов, он оставался добрым сатириком, любил людей, сочувствовал их бедам. Лучшие вещи П. отличало умение создать характер, найти парадоксальную сценическую ситуацию, свободное владение короткометражной формой, живой «разговорной» интонацией. П. не только писатель, но и человек театра, за свою жизнь создал не один театр миниатюр. По свидетельству начинавшего у него М. Захарова, «…преподал ценные уроки комедийного мышления… уроки комедийного мастерства». Был автором (совместно с Б. Лас-киным) сценария к/ф «Карнавальная ночь» (1956, реж. Э. Рязанов), ряда комедий и сатирических пьес.
Соч.: Смеяться, право, не грешно. М., 1953; Семь этажей без лифта. М., 1974; Товарищ Смех. М., 1976; Театр Миниатюр: Пьесы, миниатюры, монологи, сцены, диалоги. М., 1970.
Лит.: Мин Евг. Эстрада и драматург // Рабочий и театр. 1937. № 4. С. 23-24; Захаров  М. Контакты на всех уровнях. М., 1988. С. 29-40; Уварова  Е. Владимир Поляков // Москва с точки зрения. М., 1992.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100