В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Подгорный В. А.

Подгорный Владимир Афанасьевич
(05.03.1887, Москва- 29.08.1944, Москва)- артист т-ров миниатюр, драмы. Засл. арт. РСФСР (1933). Происходил из семьи чиновника. Первыми сильными театральными впечатлениями для него стали церковные службы. В 11 лет П. поставил первый домашний спектакль «Скупой рыцарь» А. Пушкина, где сыграл две роли. Тяга к театру еще усилилась, когда его старший брат поступил в школу МХТ. Следуя его примеру, П. в 1904 стал выступать на полупрофессиональной’ сцене, затем на целый сезон уехал в Ригу, выступая в качестве статиста в антрепризе Незлобина. В 1905, оказавшись в Студии на Поварской, познакомился с В. Мейрхольдом, который пригласил его в качестве актера в Товарищество Новой Драмы (1906). В 1908-1910 работает в Театре В. Комиссаржевской. Молодой актер, не имеющий специальной подготовки, встретившись с такими мастерами, прошел бесценную профессиональную школу; создал ряд ярких сценических образов (Робинзон в «Бесприданнице» и Зубарев в «Дикарке»). В 1910 П. стал одним из учредителей литературно-артистического кабаре «Бродячая собака» (был «второй правой лапой» «собаки»). С 1910 по 1914 П. работал в петербургском театре «Кривое зеркало». Пришел в этот театр одновременно с Н. Евреиновым. «Четыре года, проведенных в „Кривом зеркале“, совпали с расцветом театра. Играть там было весело и интересно», — писал в автобиографии П. Сыграл: «лицо от театра» в «Прологе» А. Аверченко, одного из субтильных сабинян и профессора римского права в «Прекрасных сабинянках» Л. Андреева, «чиновника особых поручений», открывавшего череду пародий на разные режиссерские приемы постановки гоголевского «Ревизора». После 1912 из-за болезни П. переехал в Москву и принял приглашение А. Таирова играть в Камерном театре. Проработал в нем только один сезон, успев сыграть несколько ролей, и в 1915 г. принял приглашение Н. Бали-ева войти в труппу «Летучей мыши». П. впоследствии писал: «Балиев давно приглашал меня в свой театр. В нем я пробыл тоже 4 года, пережив эволюцию этого театра, постоянно отходившего от типа кабарэ к типу театра художественных миниатюр. Мне пришлось сыграть в нем, как и в „Кривом зеркале“, огромное количество ролей — маленьких по объему, но больших по внутреннему содержанию». Период работы П. в «Летучей мыши» (1915-1919) отмечен такими ролями, как центральный образ гоголевской «Шинели». Смешной, наивный, убогий и трогательный Акакий Акакиевич  П.-го общепризнанно считается одним из сильнейших театральных воплощений гоголевского персонажа. П. играл в «Летучей мыши» много и талантливо: в «Константском соборе» (А. Майкова и А.Архангельского), в «Капризе богдыхана» (по рассказу А. Ронье), Хана в «Бахчисарайском фонтане», Ивана Ивановича в сценах «Ссора
Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем» по Н. Гоголю, дьявола в мистерии М. Кузмина «О рыцаре, проигравшем’жену черту». Наряду с драматическим дарованием умел создавать сатирически острые образы. Первый историк «Летучей мыши» Н. Эфрос писал: «Когда „Мышь“ от маленьких искусств стала делать попытки перейти к „большим“, когда в репертуаре… появились более сложные пьесы, дарование Подгорного проявило себя особенно ясно…». В 1916-1918 П. входил в правление петроградского театра-кабаре «Привал комедиантов» и время от времени принимал участие в отдельных программах (например, пел в «хоре большевиков-частушечников», завершавшем программы марта-апреля 1917). Стремление к «большой» сцене привело. П. в 1-ю студию МХТ (с 1924 МХТ 2-й), сыграл роли в спектаклях «Гибель надежды», «Потоп», «Эрик XIV» и др. После закрытия МХТ 2-го в 1936 — до конца дней актер Малого театра.
Сын  П. — Никита Владимирович Подгорный (1931-1982), нар. арт. РСФСР. Один из ведущих актеров Малого театра, снимался в кино, на ТВ.
Лит.: Театр «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева. 1908-1918 гг. Обзор десятилетия художественной работы первого русского театра-кабаре. Текст  Н. Е. Эфроса. М., 1918; Актеры и режиссеры. «Театральная Россия». М., 1928. С. 93-98; Малый театр СССР. 1917-1974. М«1983. Т. 2. С. 105, 115.
А. А. Лопатин


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100