В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Покрасс

Покрасс, братья — композиторы.
Покрасс Дмитрий Яковлевич (26.10/07.11. 1899, Киев- 20.12.1978, Москва).
Покрасс Даниил Яковлевич (17/30.11.1905, Киев- 16.04.1954, Москва).
Покрасс Самуил Яковлевич (1897, Киев-15.09.1939, Нью-Йорк).

Отец, Яков Моисеевич, родом из старинного военного поселения близ Киева, в начале 1890-х переезжает с семьей в Киев, где работает продавцом в колбасном магазине.
Дмитрий Яковлевич ПОКРАСС. Нар. арт. СССР (1975). В 1914-1917 обучался в Петрогр. консерватории по классу фортепиано М. Геле-вера. В 1917 вернулся в Киев, работал аккомпаниатором; в 1919-1921 служил в Первой Конной армии; в 1923-1926 главный дирижер и зав. муз. частью моек, театров «Палас» и «Эрмитаж». В 1926-1936 главный дирижер и зав. муз. частью Моск. мюзик-холла. В 1936-1972 худ. рук. эстрадного оркестра ЦДКЖ. Автор песен, музыки к фильмам, а также музыки к драматическим спектаклям.
В возрасте восьми лет в поисках заработка исполнял куплеты, отбивал чечетку, гастролируя по городам, впитывая музыку окраин старого Киева, музыку военных оркестров, еврейских свадеб и вечеринок, кинематографов, синагогальных служб и веселых украинских плясок. Студентом сочинял романсы и песни для артистов варьете. Издал серию романсов «Ирмочка» («Гримасы жизни») с предуведомлением: «Интимные песенки кабаре жанра Изы Кремер, Вертинского, Сабинина, Хенкина» (1918). В музыке романсов копировал стилистические манеры известных салонных артистов, использовал обороты модных танго, тустепа, вальса-бостона. Писал песенки «интимного жанра» для исполнителя «баяна цыганской песни» В. Шуйского («Стыдливая чайная роза», «Вы улыбнулись мне», «Мичман Джонс», «Танго Долорес», на ст. П.Германа, О. Осенина). В 1919 в Ростове-на-Дону работал в эстрадном театре «Кривой Джимми». В честь освобождения Ростова Первой Конной армией написал песню, получившую всенародную известность, «Марш Буденного» (1920, ст. А. Д’Актиля)._ Однополчанам Первой Конной армии посвятил еще несколько произведений («Гей-гёй, седлай коней», ст. Д. Бедного, кантату «Вперед», песню-марш «Красные кавалеристы» — обе на ст. С. Минина).
С 1923- в Москве, работал в разных жанрах эстрадной музыки. Писал музыку для театров миниатюр и кабаре, в «Альказаре» аккомпанировал Т. Церетели, хору моек, цыган, исполнительницам цыганской песни Е. Доберо, О. Варгиной (1925). Пытался преодолеть инерцию эстрадных штампов в романсах на тексты «высокой» поэзии- стихи А. Блока («Я у ног твоих»), И. Северянина («Я чувствую, как падают цветы») и др. С 1932 работал в соавторстве с братом Дан. Покрассом.
Даниил Яковлевич ПОКРАСС. Лауреат Гос. премии (1941). В 1917 окончил Киевское музыкальное уч-ще. В 1917-1921 учился в Киевской консерватории по классу фортепиано С. Тар-новского и Ф. Блуменфельда. С 1921 жил в Москве, где брал уроки композиции у Н. Росла-вина. Вместе с братом работал в Театре художественных миниатюр «Палас». В 1926 впервые появилось в печати имя Дан. П., опубликовавшего в издательстве АМА романс «Эх, лошадушки, быстрей» на ст. Евг. Борисова. В 1936-1951 вместе с братом музыкальный руководитель оркестра ЦДКЖ. Благодаря контрасту характеров братья в работе хорошо дополняли друг друга: взрывной, динамичный Дмитрий предлагал мелодию рассудительному, несколько флегматичному Даниилу, который вел фортепианную партию. Бр. П. авторы известных песен: «Если завтра война» (ст. В. Лебедева-Кумача, 1938), «Три танкиста» из к/ф «Трактористы» (ст. Б. Ласкина, 1939). Они близки к революционным песням, походным маршам, отличаются плакатным стилем, «речевыми» интонациями, ярким динамизмом. С голоса Л. Утесова страна запела песню «Дан приказ — ему на Запад» (ст. М. Исаковского, 1938), суровую и одновременно лирическую. Популярностью пользовались «То не тучи — грозовые облака» (из к/ф «Я — сын трудового народа», ст. А. Суркова, 1938) и особенно «Москва майская» (из к/ф «Двадцатый май», ст. Лебедева-Кумача, 1937) с ее победоносной мажорностью.
После кончины брата Дм. П. пишет «Марш мотопехоты» (ст. Е.Долматовского, 1957), «Великий город» («Песня о Москве», ст. Пришельца, 1974), «Люба, Любушка, Любовь» (ст. П. Градо-ва), «Родной городок» (ст. М.Светлова, 1975), «Марш БАМ» (ст. М. Вершинина, 1975), автор музыки к драматическим спектаклям «Красные дьяволята» (1950), «Конармия» (1950), произведений для скрипки, романсов.
Самуил Яковлевич ПОКРАСС рано начал обучаться игре на скрипке. В 1907 принят в Киевское музыкальное уч-ще по классу скрипки Ю. Туликовского, а по классу фортепиано — С. Дуда. В 1913-1917. в Петерб. консерватории по классу фортепиано Гелевера. Уже с 1913 преуспевал как виртуозный .аккомпаниатор, увлекался эстрадой, писал романсы. Два его лучших романса «Дни за днями катятся» (ст. Iep-мана) и «Две розы» (ст. Д’Актиля) вошли в репертуар М. Вавича и В. Сабинина. Продолжают исполняться современными вокалистами. Исполнение романсов эстрадными знаменитостями, выступавшими в лучших концертных залах, принесло громкую известность молодому композитору. В 1917-1923 жил в Киеве. Выступал как эстрадный пианист, виртуоз-аккомпаниатор своим романсам («Былые мечты», «Море слез», ст. и исполнение Шумского), автор эстрадных песен «интимного жанра». В качестве мастера блестящих импровизаций находил восторженный прием у аудитории. В 1920 в содружестве с поэтом П. Григорьевым создал несколько боевых песен для войск Киевского военного округа. Песня-марш «Красная армия всех сильней» («Белая армия, черный барон», 1920), соединяющая суровый маршевый ритм революционных песен («Варшавянка») и бытовой песни, получила широчайшее распространение, зазвучала на языках разных народов (Чехословакия, Польша, Австрия, Венгрия, Испания, Германия, Норвегия). В 1923 — в Москве. 18 дек. 1923 дебютировал песенкой о мюзик-холле в только что открывшемся мюзик-холле «Аквариума». Песня превратилась в эмблему театра. Значительную часть программы занимали «Музыкальные картины» — инсценировки романсов композитора («Дни за днями катятся», «Песня остается песней», ст. Германа; «Из мертвых уст» и другие на ст. Д’Актиля). Они носили оттенок скорбных настроений, разочарования, несбывшихся надежд. В февр. 1924 композитор выехал в Берлин. В 1927-1928 жил в Париже, затем обосновался в США, где руководил небольшим джазом, писал танцевальную музыку. Широко известна его музыка к фильму «Три мушкетера» (США), шедшему на отечественных экранах. Эмиграция и ранняя смерть не позволили полностью раскрыться его блестящему дарованию.
По словам Л. Утесова, братья Покрасс заложили «первый камень, то бишь первую ноту в основание песенной страны» (Спасибо, сердце! М., 1976. С. 405).
Соч.: Покрасс Дм. Со скрипкой по невзгодам // Цирк и эстрада. 1927. № 18. С. 12.
Лит.: Шилов  А. Из истории первых советских песен. М., 1963; Леонова  М. Ф. Дмитрий Покрасс. М., 1981.
Л. К. Бубенникова



ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100