В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Радио и эстрада

Радио и эстрада. Взаимное влияние эстрады и радио прослеживается уже в самом начале массового вещания. Программы первых, переданных в эфир концертов, — 27 и 29 мая 1922 Нижегородской радиолабораторией и 17сент. 1922 Центр, радиотелефонной станцией в Москве включали романсы и народные песни, оперные арии, фрагменты из оперетт, куплеты. Первая отечественная информационно-аналитическая передача «Радиогазета РОСТА» (позднее «Рабочая радиогазета»), выходившая ежедневно с 23 нояб. 1924, по структуре напоминала политизированное шоу, в котором рядом с материалами социально-экономического и культурно-просветительного характера звучали фельетоны, куплеты, частушки на злободневные темы, разнообразные музыкальные номера. Ее главный редактор В. Данский писал: «Радиогазета — это не только „газета без бумаги и расстояния“, это вообще газета новых форм.
Рожденная от брака эфира с эстрадой, она от отца приобрела молниеносную быстроту пробега, а от матери -. театральность, диалог» (Газета рассказывает… поет… играет… // Радиослушатель. 1928. № 1. С. 4). Во второй половине 20-х гг. выпуски «Рабочей радиогазеты» и ее адресных аналогов «Крестьянская», «Красноармейская» «Радиопионер» и т. п. иногда шли в эфир из различных лекционных и концертных залов, где публика живо реагировала на содержание передачи и ее музыкально-развлекательную часть.
В 1924 при Наркомате почт и телеграфов была образована инициативная группа «Радиомузыка», в составе которой была и эстрадная секция, занимавшаяся лабораторно-музыкаль-ными занятиями на станции им. Коминтерна. Ее целью было исследование технологических возможностей наиболее выразительного звучания различных музыкальных произведений по радио и составление вещательных программ, соответствующих этим требованиям, организация вечеров юмора и эксцентрики. В разных театральных и концертных помещениях были смонтированы постоянные трансляционные пункты — наиболее часто в эфир шли филармонические и эстрадные программы из Колонного зала Дома союзов. Эстрада 20-х гг. была представлена в эфире достаточно разнообразно, несмотря на постепенное ужесточение цензуры по отношению к произведениям именно этого вида искусства. В 1926 по инициативе Н. Крупской Наркомпрос рассмотрел вопрос «Об установлении контроля над вечерами развлечений, передаваемыми по радио» и рекомендовал цензуре «быть особо осмотрительной, имея в виду, что часто то, что может быть допущено к исполнению в других местах, должно быть запрещено к передаче по радио». Этот цензурный принцип неукоснительно действовал в массовом вещании более 50 лет.
По предложению Радиокомиссии ЦК ВКП(б) в специальной и общей прессе в течение нескольких лет проходила дискуссия «Частушки или Бетховен?», прямо противопоставлялись так называемые легкие жанры и классика. Выработанные в результате этой дискуссии представления о «высоких» и «низких» формах культуры публиковались в ведомственных изданиях Радиокомитета в качестве директивных указаний и много лет оказывали определенное влияние на формирование вещательных программ. Тем не менее эстрадные передачи на радио в начале 30-х гг. существовали, главным образом, за счет так называемых прямых
трансляций. Постепенно подобные передачи вытесняла грамзапись- в фонды Радиокомитета в-30-40-е гг. поступали практически все отечественные пластинки с записями эстрадных артистов — певцов и музыкантов. К началу 30-х гг. большее место на радио занимает литературная эстрада. Родоначальником многосерийных «литературных чтений» у микрофона стал А. Закушняк, создавший радиоверсии своих «Вечеров рассказа». Он много экспериментировал, работая над адаптацией концертных номеров к условиям радиостанции: «Мне кажется, — писал артист в 1929, — недалеко то время, когда мне удастся найти настоящий радиоязык с его особыми законами, особой дикцией, особым ритмом, темпом, только ему одному присущими паузами» (Радиослушатель. 1929. № 49.’С. 9). Искусство художественного слова, активно утверждавшееся на эстраде 30-х гг., получало постоянно расширявшееся отражение в передачах радио. Творческие соревнования мастеров литературной эстрады — смотры, конкурсы — как правило, транслировались в эфир. Именно радио выдвинуло целую плеяду замечательных чтецов — Д. Орлова, М. Залесского, А. Киселева, М. Лебедева, Ю. Колганова и других. В. Яхонтов свои знаменитые композиции готовил в двух вариантах- для эстрады и специально для передачи из студии. Программы для радио постоянно готовили Д. Журавлев, И. Ильинский, В. Аксенов и другие мастера литературной эстрады. Чтецкие радиокомпозиции и литературно-музыкальные монтажи, в которых использовались разнохарактерные материалы, требующие различной интонационной и ритмической подачи, подготовленные для исполнения у микрофона, часто входили потом в концертный репертуар артистов. Собственно эстрадные жанры и формы — куплеты, фельетоны, скетчи, пародии и т. п. в 30-е гг. существовали на радио, главным образом, в рамках политической сатиры. Например, начиная с 1931 в течение нескольких лет в эфир выходил «Радиопаноптикум» — сатирическое обозрение на международные темы. Аналогичные по форме и эстетической манере передачи о «внутренних проблемах» шли под рубриками «Радиоцирк», «Жалобная книга» и др. По заказу различных редакций тексты для них писали И. Ильф и Е. Петров, В. Ардов, Ю. Олеша, В. Гусев, В. Катаев и др.
Политическая радиоэстрада получила активное и многожанровое развитие в годы Второй мировой войны. Сатирические обозрения для взрослых и юных слушателей пользовались большим успехом. Они включали в себя частушки, куплеты, скетчи, фельетоны. Популярностью пользовались’ и памфлеты-монологи В. Дыховичного, Л. Ленча, исполнявшиеся у микрофона знаменитыми эстрадными актерами. Часто употреблялась форма старинного сказа, разумеется, в иронической интерпретации. Цикл радиофельетонов под общим названием «Заветное слово Фомы Смыслова» — иронические и остро публицистические рассказы бывалого солдата, которые сочинял поэт С. Кирсанов, звучал регулярно в выпусках «Красноармейского радиочаса» — передачи для воинов действующей армии. Появившиеся в конце войны ежемесячные, а затем еженедельные воскресные радиообозрения «По театрам и концертным залам Москвы» среди других включали и фрагменты эстрадных концертов. После окончания войны редакторы передачи получили указание ориентироваться на академическое искусство. А после известных постановлений ЦК ВКП(б) 40-х гг. о литературе, театре, музыке и кинематографии эстрада практически исчезла из эфира. Редкие исключения представляли концерты русских романсов, песни из «патриотического репертуара» К. Шульженко, Л. Утесова и М. Бернеса, народные песни, обличающие империалистов куплеты И. Набатова и монологи Н. Смирнова-Сокольского. Даже филармонические выступления чтецов с юмористическим репертуаром были сокращены до минимума. Только в 1954 при формировании планов новых музыкальных рубрик «Песня приходит к своим друзьям», «Любимые песни» и студенческого радиоклуба «Мы любим музыку» было официально разрешено «включать в программы произведения легкого жанра и эстрадные лирические песни».
Осенью 1957 в структуре общественно-политического вещания ВРК была создана редакция сатиры и юмора, куда вошли режиссеры В. 1ей-ман и А. Столбов, журналисты В. Аленин, В. Санин, В. Сухаревич, И. Любанский и др. 9 нояб. 1957 в эфир вышел еженедельный сатирический радиожурнал «Веселый спутник» — в живой занимательной форме журнал резко критиковал бытовые недостатки, постепенно подходя и к критике социальных вопросов. Жанровую палитру передачи составляли монологи, куплеты, скетчи. Еженедельно по вторникам редакция сатиры и юмора передавала четырнадцатиминутные радиофельетоны, в которых затрагивались важные проблемы внутренней и международной жизни страны. Ежемесячное часовое обозрение «В субботу вечером» строилось в основном на материалах, публиковавшихся в юмористических и сатирических журналах СССР и стран «социалистического лагеря». Специальные выпуски «Веселого спутника» готовили на основе писем радиослушателей. К написанию интермедий на этом материале привлекались многие популярные писатели и постоянные эстрадные авторы.
С мая 1960 редакция сатиры и юмора начала выпускать развлекательную передачу «С добрым утром», которая е 1961 стала выходить еженедельно по воскресеньям: в редакции собирались известные эстрадные артисты, певцы, авторы юмористических произведений — звучали новые песни, шутки, миниатюры. Непременной частью каждой передачи были записи фрагментов новых эстрадных спектаклей с участием А. Райкина, М. Мироновой и А. Менакера, Л. Мирова и М. Новицкого, М. Гаркаеи, Б. Брунова, Ю. Тимошенко и Е. Березина и др. Эта передача шла по первой программе Всесоюз. радио, а по «Маяку» в будние дни ежедневно выходила аналогичная передача под названием «Опять двадцать пять». Развлекательные передачи по письмам радиослушателей «Вы нам писали» (дважды в месяц) и «Вечерняя программа „Маяка“» готовили по заказу редакции В. Поляков, Дыховичный, В. Масс, М. Червинский, М. Слободской, Б. Ласкин, Г. Горин, А. Арканов, А. Хаит и А. Курляндский, М. Розовский, М. Яковлев, А. Аксельрод, В. Панков и др. Практически все известные писатели и актеры, работающие в юмористических жанрах в этот период, сотрудничали с радио.
В конце 60-х гг. самостоятельный «Отдел песни и эстрады» был организован в составе Главной редакции музыкального радиовещания, и в эфире полноправно зазвучали передачи рубрик «До-ре-ми-фа-соль», «Музыкальный глобус», «Мелодии друзей», «Встреча с песней» и др., содержание которых обуславливала современная отечественная и зарубежная музыкальная эстрада. Каждый месяц в эфир выходило до 500 программ, содержанием которых были эстрада, оперетта, массовая песня. Формы этих передач отличались большим разнообразием: концерты, монтажи из музыкальных произведений и стихов, авторские выступления, шоу. Выход в эфир циклов «Мастера советской эстрады», «Новинки эстрадной музыки», «Танцевальные вечера», в которых ведущими и конферансье были популярные артисты отечественной эстрады, обозначили принципиально новый подход к этому искусству. Эстрада переставала быть Золушкой радиоэфира.
Основную нагрузку по подготовке названных программ несли собственные музыкальные коллективы Радиокомитета (с 1970 Гостелерадио СССР) — эстрадно-симфонический оркестр под упр. Ю. Силантьева, оркестр «Голубой экран» под упр. Б. Карамышева, ансамбль электромузыкальных инструментов под упр. В. Мещерина, ансамбль советской песни и др. В 1976 в эфире состоялась премьера «Радиотеатра улыбки и шутки» («Радио-ТУШ»), в труппу которого были приглашены по совместительству многие ведущие драматические артисты столичных театров. Эта часовая музыкальная юмористическая передача все годы своего существования — до начала 80-х гг. — пользовалась большим успехом.
Принципиальное значение для развития радиоэстрады имели музыкальные программы радиостанции «Юность», ориентированные на поиск новых популярных исполнителей. В 1965 на «Юности» дебютировала Е. Камбурова, в конце 60-х гг. А. Пугачева и многие другие. С 1965 эта радиостанция проводит конкурсы бардов и менестрелей. Инициаторами, организаторами и участниками его были Ю. Визбор, Б. Вахнюк, А. Якушева и др. Клуб «Метроном» ставил своей задачей знакомство молодежной аудитории с различными направлениями джазовой музыки и симфоджаза. В конце 70-х гг. произошло ужесточение цензурных требований на радио: эстраду вновь стали относить к «искусству идеологически разболтанному, а следовательно, не просто второстепенному, но часто ненужному, а иногда и вредному» (С.Лапин). Число эстрадных передач сократилось, многие из них потеряли время наибольшей аудитории. В подборе авторов и исполнителей радио вновь вернулось к принципам конца 30-40-х гг. — только апробированное официальным признанием партийных органов. Так был запрещен для эфира в течение нескольких лет Л Хазанов, не выходили передачи с участием М. Жванецкого. Была организована радиопрограмма «Ваше мнение», редакторы которой, манипулируя письмами слушателей, пытались доказать эстетическую и духовную несостоятельность многих интересных артистов и коллективов.
Положение стало медленно улучшаться в середине 80-х гг. в «эпоху перестройки» и в корне изменилось в конце 80-х- начале 90-х гг., когда были отменены цензура и монополия государства на массовое вещание; в российском эфире появились сначала муниципальные, а затем независимые коммерческие станции. Абсолютное большинство из них, финансово ориентированные на рекламодателей, резко отличаются по характеру от традиционных госу-
дарственных радиоканалов. «Легкая» классика и эстрадная музыка, джаз, все направления рока занимают основное место в содержании их вещательных прогр’амм. Ряд коммерческих станций объявили в планах использование материалов литературной и музыкальной эстрады разных лет как генеральное направление своей деятельности («Венец», «Шансон» «Ретро» и др.). Однако работа этих и других подобных радиостанций крайне нестабильна, ибо затруднена плохой технической базой и отсутствием детально разработанной правовой основы взаимоотношений радиоканала, авторов и исполнителей.
Лит.: Гуревич  П. С, Ружников В. Н. Советское радиовещание: Страницы истории. М., 1976; ШерельА. А. Рампа у микрофона. М., 1985; История советской радиожурналистики: Документы. Тексты. Воспоминания / Под ред. Я. Н. Засурского и др. М., 1991.
А. А. Шерелъ


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100