В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Рудаков и Нечаев

Рудаков и Нечаев — эстрадный сатирический дуэт.
Рудаков Павел Васильевич (15.07.1915, Тула- 16.01.1993, С.-Петербург). В юности работал на тульском оружейном заводе, участвовал в рабочей самодеятельности. В 30-е гг. некоторое время был коверным в цирке в паре с Николаем Антоновым. (Сценические псевдонимы- Руд и Ант.) Затем конферансье Крымской филармонии. С 1941 на фронте, командовал батареей, после победы над Германией оказался на Дальнем Востоке в составе воинской части, которая готовилась к войне с Японией.
НЕЧАЕВ Вениамин Петрович (20.03.1915, Новосибирск- 15.08.1987, Ленинград). С детства увлекался музыкой, окончил Музыкальное уч-ще, в 1938 стал лауреатом Всесоюз. конкурса артистов-инструменталистов. Работал в оркестре Новосибирского радиокомитета. Как и Рудаков, с начала войны на фронте. Отвоевав на Западе, также оказался на Дальнем Востоке.
Р. и Н., будучи офицерами, руководили в своих подразделециях худож. самодеят. Познакомились во время одного из концертов в хабаровском Доме офицеров и… стали партнерами. Демобилизовавшись, около трех лет работали в Дальневосточной филармонии, конферировали, играли сценки, исполняли куплеты. Первые их куплеты «Кому как, а нам нравится» — о победе, о фронтовиках (авт. В. Креслов, бывший сослуживец Р. и участник худож. самодеят.), эти куплеты долго сохранялись в репертуаре при постоянно обновляющемся содержании.
В 1948 в Ленинграде на первый концерт с их участием появилась разгромная рецензия, которая, как это обычно бывает, принесла им в городе известность.
Свои выступления артисты заканчивали куплетами, ставшими их основным жанром. Они стали исполнять четырехстрочные куплеты на легко запоминающуюся, ставшую их «фирменной» мелодию, подслушанную Р. еще в старом цирке (за 17 лет совместной работы Р. и Н. лишь однажды исполнили куплеты на мелодию известной песни «Вечерком на реке» Б. Мокроусова).
Р. и Н. аккомпанировали себе сами; Н. на гитаре. Р. на концертино. Прием исполнения был прост. Н. проговаривал первые строчки, а ударную концовку «выдавал» Р. Каждый нашел свою маску, свою манеру подачи куплетов. Полноватый  Н. был резонером. Он как бы все знал, во всем разбирался, любил поучать и относился к партнеру свысока, насмешливо. Р. — комик, выглядел простоватым, недалеким, но именно он приходил к правильным, хотя иногда и парадоксальным выводам. Порой казалось, что Р. и Н. бесстрастно «докладывают» под музыку текст. Такая манера была проявлением тонкого понимания жанра применительно к созданным маскам.
В 50-е гг.- время «оттепели», когда поощрялись оперативность, злободневность, даже острота (естественно, в меру) — Р. и Н. стали постоянными участниками многочисленных концертов в дни партийных съездов и всесоюзных совещаний. Обычно артистов и их постоянных авторов (В. Константинов и Б. Рацер, Я. Грей, А. Мерлин и др.) знакомили утром с докладом Н. Хрущева, вечером в концерте артисты отыгрывали затронутые в этом докладе темы. Создавалось впечатление, что куплеты рождались на сцене экспромтом. Репертуар приходилось менять чуть не каждый день. Это было как бы возрождением старого куплетного принципа «Утром в газете — вечером в куплете». Артисты часто даже не успевали выучить текст. В таких случаях Н. по примеру старых куплетистов-«злобистов» прикреплял текст к гитаре, зрители не замечали «шпаргалки». Р. было труднее, концертино — инструмент миниатюрный. Оставалось надеяться только на то, что, пока Н. исполняет первые строчки, можно будет по смыслу вспомнить «сброс». Р. рассказывал, что, случалось, Н. уже заканчивал свой текст, а он никак не мог вспомнить: что дальше? И после небольшой паузы действительно выдавал экспромт! В 50-е гг. Р. и Н. были среди самых популярных артистов эстрады, стали, по существу, приметой того времени. Не случайно создатели фильма «Москва слезам не верит», действие которого происходит в 50-е гг., пригласили Р. и Н. в картину, и они своими «старыми» куплетами придали фильму еще большую достоверность. В 1962 дуэт распался. Н. некоторое время работал в паре с Г. Орловым, затем создал небольшой эстрадный ансамбль, где исполнял функции конферансье. Р. продолжал выступать на эстраде. Как педагог воспитал талантливых молодых куплетистов Н. Бандурина и М. Вашукова.
Лит.: Мастера эстрады. Л., 1964; Нечаев  В. Искусство, шагавшее с нами в строю // СЭЦ. 1965. № 8; Териков Г. Куплет на эстраде. М., 1987.
-Г. К. Териков


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100