В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Ртищева М. И.

Ртищева Маргарита Ивановна(1884-1938) — актриса театра и эстрады, антрепренер. Происходила из богатой семьи, отец — председатель Кредитного о-ва. Рано увлеклась театром и, бросив все, стала участвовать в любительских кружках, одним из которых руководил И. Пельтцер. Потом перешла на профессиональную сцену, работала в театрах Симферополя и Гельсингфорса. В 1907 приехала попытатй счастья в Москву. Через посредничество Театрального бюро смогла устроиться только в летний «Интимный театр», руководимый известным театральным журналистом, издателем журнала «Рампа и жизнь» Л. Мунштейном, на эпизодические роли. На одном из вечеров кабаре, устроением в «Интимном театре», Р. прочла пародийный рассказ «Анатэма» — жена пожарника Художественного театра, случайно попавшая на спектакль по пьесе Л. Андреева, делилась со зрителями своими впечатлениями от увиденного. Рассказ имел шумный успех и был записан на граммофонную пластинку В сезоне 1912-1913- Р. актриса петерб. «Кривого зеркала», которым в то время руководил Н. Евреинов.
В 1915 открыла в Москве собственный театр миниатюр — Театр  М. Ртищевой, который через год прекратил существование. Популярность на эстраде Р. снискала как незаурядная рассказчица, имитатор и пародистка. В сущности, те короткие зарисовки и наблюдения, с которыми Р. выступала на эстраде, были не рассказами в привычном смысле, а сценками, в которых она одна играла за всех персонажей — не случайно Р. называли последовательницей И. Горбунова. Обладала подвижной мимикой, способностью мгновенно менять интонации голоса, безошибочно попадая в тон того или иного персонажа. Вынесла на подмостки столичных эстрад новую речь, интонационный строй языка мещанских окраин. Ее персонажи не выдуманы, а взяты прямо из жизни — кухарка Степанида, вдова попадья, забулдыга денщик (сценки «Уфотографа», «У ясновидца», «Гипнотизер»). Тексты сценок Р., как правило, писала себе сама, иногда переделывая сочинения других авторов («Эволюция Аннушки» — из «Школы этуалей» Еврейнова); реже пользовалась текстами, специально написанными для нее литераторами («Предбудущее» — Д. Мансфельда). Сама была режиссером своих номеров, иногда приглашая в них участвовать других актеров. В 1916 вместе с С. Халютиной и С. Большим создала деревенский лубок: «Трио ротозеев», исполнявших под балалайку частушки и пародии на мотивы популярных песен.
Обладала незаурядным пародийным даром, имитировала пластику и «щебечущие интонации» японской актрисы Ганаке, приезжавшей на гастроли в Россию в 1913; подражала голосу, манере держаться на сцене певицы Н. Плевицкой, поражая публику невероятным сходством с оригиналом. К сценическим мистификациям Р. нередко присоединялась и сама Плевицкая, приглашая пародистку участвовать в собственных концертах. После революции Р. не сумела попасть «в тон» времени, почти не работала и отчаянно боролась за то, чтобы выжить. Сохранилось ее горестное письмо С. Эйзенштейну. Она напоминает о себе и молит о работе: «Я еще жива, я еще хочу работать, без посторонней помощи я на ноги не встану».
Лит.: Тихвинская  Л. Кабаре и театры миниатюр в России. М.. 1995.
Л. И. Тихвинская


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100