В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Ренский Б.Б.

Ренский Борис Борисович (1903, Харьков- 01.11.1969, Москва)- руководитель джаза, куплетист, конферансье, исполнитель сценок. Окончил музыкальное уч-ще в Харькове. Профессиональную деятельность начал в 1921 как оркестровый музыкант. Участвовал в театрализованной живой газете, исполнял частушки и комедийные сцены. В 1924 пришел на профессиональную эстраду как куплетист. Организовал и возглавил теаджаз — оркестр, первоначально включавший: четыре саксофона (альты — П. Архипов, Г. Тахтаулов, сопрано — 3. Аграновский, тенор- К. Поляков), тубу (П. Жуга), тромбон (Я.Шварц), банджо (М.Лазарев), ударные (А. Ткаченко), рояль (С. Израилева). Дебют состоялся в Харькове осенью 1929.
Музыкальная программа оркестра состояла из переложений классики («Трепак» А. Рубинштейна, «Вакханалия» К. Сен-Санса, «Крымские эскизы» А. Спендиарова и др.) и фантазий на темы современных песен, а также музыки из к/ф («Последний табор» и др.). К середине 30-х гг. состав оркестра увеличился, появились хорошие солисты-инструменталисты: В. Костылев (саксофон), П. Наставников (туба), В. Бобров (ударные), пианист и хороший аранжировщик Д. Дорман.
Не стремясь к созданию тематических, сюжетных программ, Р. оставался в пределах дивертисментов, в которые входили: выступления оркестра, певцов, солистов- музыкантов, танцоров — В. и Я.Липковских. Но Р. всегда оставался в программах главным действующим лицом, исполнял куплеты, читал фельетоны, танцевал, конферировал, иногда привлекал для участия в тех или- других номерах музыкантов, темпераментно дирижировал джазом. Выступал как артист разговорного жанра- сатирик-публицист Р. высмеивал бюрократизм, приспособленчество, дурновкусицу. Значительная часть его номеров посвящалась осмеянию буржуазного образа жизни. Популярны были и пародии: «Халтур-нем» — на оперных вокалистов, «Кирпичиада» и др., политический памфлет «Город Запада», сценка «Газета», политическая сатира «Антисоветский анекдот», в котором речевая интонация болтунов передавалась отдельными инструментами оркестра.
Оркестр, руководимый Р., много гастролировал по всей стране, где он впервые знакомил публику с джазовой музыкой. В годы войны теаджаз Р. выступал на фронтах, со специально подготовленным репертуаром (программа «Песня, к другу лети» Д. Покрасса и др.). Успехом пользовался и после войны. По-прежнему много внимания уделялось политической сатире («За ваше здоровье», «Торговый Дом „Гарри и Том“» и др.), несмотря на увеличение инструментальной части (муз. рук. М. Фрумкин, затем Б. Ренский-младший), в целом характер программ не изменился. Во всей деятельности Р. и руководимого им оркестра всегда присутствовали оптимизм, радостное ощущение жизни, веселый настрой.
Лит.: Зак  В. На концерте Бориса Ренского // Сов. музыка. 1960. № 9; Фиготин Б. У истоков жизни // Муз. жизнь. 1983. № 21; Дмитриев Ю. Универсальный артист // СЭЦ. 1984. № 4.
Ю. А. Дмитриев


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100