В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Рецептер В. Э.

Рецептер Владимир Эммануилович (род. 14.02.1935, Одесса)- артист, режиссер, прозаик, поэт, пушкинист. Засл. арт. РСФСР (1979). Лауреат Гос. премии (2000). Лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1963). Окончил филологический фак-т Среднеазиатского гос. университета (1957) и Ташкентский театрально-художественный институт (класс Н. Раду-на, I960). В том же году начал работать в Ташкентском русском театре драмы им. М. Горького (Раскольников в инсценировке романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и др. роли). После исполнения роли Гамлета в постановке шекспировской трагедии (режиссер А. Михайлов немало способствовал раскрытию таланта молодого артиста) Р. был приглашен в БДТ, где и работал в течение четверти века (11.1962-11.1987). За эти годы Р. сыграл здесь значительное количество больших ролей: Чацкий («Горе от ума»), Петр («Мещане»), Тузенбах («Три сестры»), Бертран («Роза и крест»), Эраст («Бедная Лиза») и многие другие.
Вскоре после переезда в Ленинград и вступления в труппу БДТ  Р. начал параллельно работать над собственными сольными спектаклями, выступая в качестве исполнителя и режиссера в одном лице. Первая же работа — «Гамлет» — принесла артисту успех. С этим спектаклем, прожившим на концертной эстраде более четверти века, он многократно выступал не только в Ленинграде, но гастролировал по всей стране и за рубежом. Ежегодно, 5-6 раз в сезоне, работа показывалась на сцене Зала им. П.И.Чайковского в Москве. Успех спектакля Р. обусловлен не только талантом артиста; в режиссерском и исполнительском решении образ принца Датского, его мысли, утрачивая историческую и литературную отдаленность, находили живой и прямой отклик в сознании слушателей, в реальном времени сиюминутного творчества;
Затем последовали новые спектакли Р. Главные из них: «А.С.Пушкин. Диалоги» (1969) — в сценарий вошли «Разговор книгопродавца с поэтом», «Сцена из Фауста», «Моцарт и Сальери»; «Лица» (1970)- по произведениям Ф. Достоевского — «Бобок» и «Сон смешного человека»; «Монарх. Петр и Алексей» (1984) — на этот раз Р. выступил не только в качестве исполнителя и режиссера, но и автора, написав для этой программы пьесу в стихах «Прощай, БДТ!»- спектакль по одноименной книге с включением фрагментов театральных и концертных работ артиста (режиссер Ю. Аксенов, премьера в США- 1993, в Москве — 1995).
Р. продолжил и развил на современном уровне рожденный В. Яхонтовым жанр театра одного актера, что отметил еще И. Андроников: «В сравнении с Яхонтовым Рецептер — явление не однородное, но однопородное и одномасш-табное».
Фирма «Мелодия» выпустила в разное время долгоиграющие пластинки с записями спектаклей Р.- «Гамлет», «Лица», «А.С.Пушкин. Диалоги», «Горе уму» (композиция сделана по письмам А. Грибоедова и отрывкам из «Горя от ума»). Была записана и пьеса-спектакль «Монарх. Петр и Алексей». На этот раз создателем новой редакции этой работы стала известный режиссер Р. Сирота. Следует упомянуть и пластинку Р. «По следам Руставели» — стихи Абашидзе в переводах А. Тарковского и Д. Самойлова.
Творчество  Р. многогранно. Он автор книг стихов (многие посвящены театру- «Актерский цех» 1962, «Представление» 1982) и прозы (роман «Узлов, или Обращение к Казанове», СПб., 1994).
Р. — организатор и художественный руководитель Ioc. Пушкинского театрального центра в С.-Петербурге (создан в 1992).
Др. соч.: Опять пришла пора. Стихи. Ташкент, 1974. Письма от Гамлета. Ташкент, 1977; «Открытая дверь». Стихи. 1986; Возвращение. Стихи. Ташкент, 1987. Прошедший сезон, или Предлагаемые обстоятельства. Л., 1989; До третьего звонка. Стихи. М., 1991; Прощай, БДТ! СПб., 1999; Ностальгия по Японии. М., 2001.
Лит.: Лазарев  Л. Сегодня и для нас Рецептер исполняет трагедию «Гамлет» // Юность. 1964. № 7. С. 100-102.чСильман Т. Гамлет Рецептера // Шекспировский сборник. М., 1967, С. 292-295; ШерельА. Владимир Рецептер // Сб. Мастера художественного слова. М., 1983, С. 151-172; Рассадин  С. Отщепенец Рецептер, или Гамлет, который выжил // Знамя. 2001. № 12- С. 182-190.
Ю. Л. Алянский


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100