В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Рожков М. Ф.

Рожков Михаил Федотович (род. 30.08. 1918, Нижний Новгород), исполнитель на балалайке. Нар. арт. РФ (1998). Лауреат I Всерос. конкурса артистов эстрады (1959). Играть начал с детства (в 1930, будучи в детском доме, научился играть на домре). В 1939 поступил в Ленингр. музыкальное уч-ще им. М. Мусоргского (учился одновременно с виртуозом-исполнителем на балалайке П. Нечепоренко и под его влиянием перешел на балалайку в класс В. Дом-бровского). Во время войны ездил с фронтовой бригадой по разным фронтам, победный концерт дал в Кенигсберге. Играл в Оркестре народных инструментов им. В. Андреева. В 1946-1953 Р. в Москонцерте вместе с товарищем по фронтовой бригаде Г. Быковым создал первый на советской эстраде дуэт балалаек. В 1948 Р. поступил в Музыкально-педагогический ин-т им. Гнесиных, продолжая одновременно концертировать. В 1953 работал в Оркестре народных инструментов Москонцерта под упр. В. Попонова, а затем некоторое время возглавлял его. С конца 50-х Р. вместе с гитаристом Г. Миняевым (1912-1972) создает дуэт балалайки и гитары. После смерти партнера выступает в концертах соло, а также в сопровождении оркестра русских народных инструментов «Боян» под упр. дирижера, выпускника Музыкально-педагогического ин-та им. Гнесиных, создателя оркестра (1968) А. Полетаева и др. Еще в уч-ще Домбровский отмечал поистине народное начало в игре Р. Темпераменту музыканта, выросшего на Волге, близки русская удаль, органическое ощущение широты и раздолья родной природы, лиризм и поэтичность народной песни. Исполняя «Барыню», Р. может поднять над головой, артистично покрутить инструмент вокруг себя, «создавая образ балаганного, ярмарочного музыканта. Но в его же руках трехструнная балалайка может заменить и целый оркестр, даже голос (исполнение «Соловья» А. Алябьева). Р. умеет извлечь максимум из своего инструмента и все время ищет все новые и новые его краски (то»-дуэте двух балалаек, то в сочетании с гитарой в испанском «Болеро» балалайка, звучит непривычно, бравурно, страстно, соперничая в сочности звука и яркости красок с гитарой). Репертуар  Р. самый обширный — от русских народных напевов, мелодий советских композиторов, до высокой классики — Листа, Сен-Санса, Монти. И во всем Р. одинаково высокопрофессионален, талантливо виртуозен — великий дирижер Герберт фон Кароян не зря назвал его «Паганини русской балалайки». Р. много гастролировал за рубежом.
Лит.: Дмитриев  Ю. Соло для балалайки с оркестром // СЭЦ. 1983. № 6. С. 23, 24; Рыжов Ю. Эти три струны способны смеяться, рыдать и заменить целый оркестр // Веч. клуб. 1993. 27апр.
О. А. Кузнецова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100