В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Режиссер на эстраде

Режиссер на эстраде (от лат. rego — управляю; нем.: Regisseur; франц.: metteur en scene; англ.: director) — постановщик эстрадных номеров; разного рода концертных программ; спектаклей театров миниатюр, мюзик-холлов; программ варьете, садово-парковых эстрад; представлений на стадионах, площадях. На основе литературно-музыкального произведения, нередко собственного сценария и музыкального решения создает новую сценическую реальность. Организует действие в пространстве и времени, вместе с актерами находит ритмическое и пластическое решение номера, спектакля, представления.
Различные направления и жанры развлекательного искусства потребовали специализации от работающих в этой области режиссеров: режиссура разговорных жанров; «чтецкая» режиссура; режиссура оригинальных и цирковых жанров; постановка танца сольного и ансамблевого (балетмейстер); постановка вокально-танцевального шоу; режиссер эстрадного спектакля; режиссер массовых зрелищ. Широкая амплитуда дарований позволяет отдельным Р. с равным успехом работать в разных направлениях.
Появление  Р. на эстраде (как и в театре) обычно относят к концу XIX в., однако сама практика Р. разного рода развлекательных зрелищ в России (как и на Западе) складывалась значительно раньше: постановки интермедий, феерий, дивертисментов в театрах и балаганах, театрализованных выступлений больших хоров, массовых празднеств осуществлялись ведущими актерами, авторами, хозяевами балаганов, хоров и др. Одним из первых известных Р., сценаристов, художников-декораторов был Алексей Яковлевич Алексеев (Яковлев) (1850-1939). Начинал в петерб. балаганах на Адмиралтейской площади, на Марсовом поле. В 70-90-х гг. был постановщиком массовых театрализованных представлений в садах «Аркадия» («Взятие Плевны», «Синопский бой»), «Крестовском», «Зоологическом», саду Народного Дома, Михайловском манеже и др. Кроме исторических сюжетовТ ставил инсценировки классики: «Руслан и Людмила», «Майская ночь» и др., «живые картины» к.концертной программе хора Д. Агренева-Славянского. С 1898- реж., с 1900 — гл. реж. всех театров Петерб. попечительства о народной трезвости. Известен как мастер театральной иллюзии, постановщик всевозможных процессий, аллегорических шествий. Многое, по его собственному признанию, перенял у Михаила Валентиновича Лен-товского (1843-11/24.12.1906), создателя и руководителя знаменитого моек. «Эрмитажа» (на Божедомке 1878-1892), постановщика феерий, обозрений, оперетт. В своих постановках Лентовский использовал сценические эффекты, создавал «симфонии цвета и света». Был мастером массовых сцен с участием сотен статистов, умел слить их «в одну живую силу». В «Эрмитаже» Лентовского выросли Р., возглавившие в дальнейшем крупнейшие садово-парковые эстрады и варьете Москвы и Петербурга. Среди них Р. петерб. «Буффа», с 1909 — Палас-театра, с 1914 — моек, театра-варьете «Зон» Александр Александрович Брянский (Браун, 1866-1926). Ставил злободневные сатирические обозрения, основанные на «номерном» принципе; его постановки оперетт обильно насыщались «вставными» номерами — популярными романсами, модными танцами, комедийно-буффонными сценками. Научился у Лентовского впечатляющему построению массовых сцен, использованию всевозможных постановочных эффектов, технических изобретений.
У Лентовского сформировался актер и Р., любимец москвичей, Александр Эдуардович Блюменталь-Тамарин (1858-1911), возглавлявший моек. «Буфф» и сад «Аквариум».
Среди  Р. варьете авторитетом пользовались А. Вядро, А. Полонский в Петербурге, М. Зибе-ров, Н. Бутлер (один из руководителей Рос. о-ва артистов варьете и цирка, в прошлом помощник знаменитого Ш. Омона) в Москве. В течение многих лет Р. «Яра» был Г. Аквамарине При отдельных индивидуальных особенностях и пристрастиях, их режиссура сводилась к четкой организации зрелища, ориентации на «шлягерные» номера, модные новинки, зарубежных гастролеров.
Иной характер носила режиссура театров миниатюр (широкое распространение они получили в 10-е гг.), имевших постоянную, сформированную на весь сезон труппу. В них вырастали первоклассные актеры (Вл. и Викт. Хенки-ны, К. Гибшман, Ф. Курихин и многие другие), рождался новый художественный язык, который оказал влияние на «большое» искусство. В экспериментальных работах в Доме интермедий (1910) Вс. Мейерхольд пробовал возродить традиции балагана. В постановках «Кривого зеркала», «Летучей мыши» возникал особый «мини-атюр-стиль», сочетающий пародию и лирику, юмор и драму. Эксцентризм как один из основных стилистических приемов готовил расцвет эксцентрической актерской школы в первое послереволюционное десятилетие. Пародии, поставленные Р. Унгерном, Н. Балиевым и др., разрушали старые театральные системы, будь то опера, балет, оперетта, драма. Работы  Н. Ев-реинова в «Кривом зеркале» реализовали на практике его теории монодрамы, театрализации жизни. Балиевские номера отличались богатой выдумкой, разнообразием форм, игрой полутонов. В театрах миниатюр получили известность Д. Гутман (Харьков, 1908), Алексеев (Одесса, Киев, 1909), позднее успешно работавшие в столичных театрах.
Однако во многих театрах режиссура носила чисто любительский характер, нередко в этом качестве выступали безграмотные антрепренеры, в свою очередь, они становились объектами пародий. Вопросы режиссуры на эстраде начинают обсуждаться в печати. «Как соединить в одном лице режиссера, организатора программы и человека? — Лучше не соединять», — размышляет автор журнала «Артистический мир» (1913. № 14). И все же широкая сеть театров «эстрадного» профиля (миниатюр, буфф, фарсов, кабаре) способствовала становлению профессии, формированию режиссерских индивидуальностей (Б. Неволин в петерб. «Интимном театре», В. Казанский в «Невском фарсе» и др.).
После революции старые кадры режиссуры поредели, многие оказались в эмиграции. Из прежних авторитетов продолжал работать Гутман, увлеченный идеей создания злободневного сатирического театра. В годы нэпа, в возродившихся ненадолго театрах миниатюр и кабаре активно работают Алексеев, Н. Петров, Н. Урванцев, Г. Крыжицкий, А. Кошевский, А. Шубин, Н. Сурин.
Наряду с ними в эстрадный театр пришли молодые экспериментаторы-авангардисты, увлеченные идеей создания агитационного искусства, синтезирующего эстраду, театр, цирк. С. Радлов создает «Народную комедию» (1920), в спектаклях которой эстрада, театр, цирк не просто сосуществуют лв виде отдельных номеров, а взаимопроникают: цирковые артисты участвуют на равных правах с комедийными актерами. Опыт Радлова (сам он скоро отошел от эстрады) повлиял на С. Эйзенштейна, С. Юткевича, Г. Козинцева, Н. Фореггера. В своей Мастерской (Мастфор, 1921-1924) Фореггер воспитывает синтетических актеров. Разыгрывая театральные пародии, «парады масок», буффонадные обозрения, они участвуют в клоунадах, поют, танцуют.
«Циркизация» и «эстрадизация» проникают и в цитадель «больших» театров, «номерной» принцип используется в программном спектакле Эйзенштейна («Мудрец»), ряде постановок Мейерхольда начала 20-х гг. и др. Статья Эйзенштейна «Монтаж аттракционов» (1923), обозначившая новую эру в кино, теоретически обобщает эти театральные опыты. Аттракцион — термин цирка и мюзик-холла (номер, особенно притягивающий внимание публики) — рассматривается автором как некий сценический элемент, способный интенсивно воздействовать на аудиторию. С помощью монтажа (на практике широко применялся ранее в театрах варьете, миниатюр и др.) отдельные аттракционы соединяются в целостное произведение. Так, практика развлекательного искусства, развивавшегося в России параллельно с кино, стала своего рода трамплином для эйзенштей-новской теории. По принципу «монтажа аттракциона» в 20-е гг. строились программы «Синей блузы», не случайно Р. (С. Юткевич, Т. То-мисс, Б. Шахет, М. Местечкин, А. Мачерет) после ее закрытия найдут свое место в цирке и кино.
В 30-е гг. понятие «аттракцион» приобрело негативную окраску, официально признано только в цирке. Тесная связь с цирком позволила мюзик-холлам 20-30-х гг. еще некоторое время ориентироваться на «аттракционы» («Аттракционные представления ревю», «Аттракционы в действии» и др.). Возможность экспериментировать привлекает в мюзик-холлы театральных Р. Ф. Каверина, Н. Волконского, Н. Акимова, известного на эстраде и в цирке А. Арнольда, балетмейстеров К. Голейзовского, Н. Глан и др. Общая ориентация на МХАТ приводит в эстрадный театр Р. мхатовской школы: Н. Горчаков ставит спектакли в Моск. мюзик-холле; Б. Петкер руководит (1939-1941) Моск. театром миниатюр.
Концертная деятельность к началу 30-х гг. приобрела широкий размах (концерты на новостройках, на заводах и др.), потребовался злободневный современный репертуар. Комплексную подготовку номеров, с привлечением Р., автора, композитора, художника, начала осуществлять в 1930 Экспериментальная мастерская в Ленинграде под рук. Е. Кузнецова. В работе принимали участие Р. Е. Гершуни, критики С. Дрейден, Е. Мин и др.
В послевоенные десятилетия практика творческих мастерских будет существовать во многих концертных организациях (Москонцерт, Ленконцерт).
Особое развитие получила в эти годы «чтецкая» режиссура, суть которой заключается в скрупулезной работе с исполнителем над словом до полного присвоения им авторского текста литературного произведения. Размах, который получила «Литературная эстрада» в 40-60-е гг., упрочил положение Р. этого жанра.
Складывается профессия эстрадного хореографа: вслед за Голейзовским, создателем отечественных «герлс», а также сольных и дуэтных танцев на эстраде, сюжетные, игровые танцевальные миниатюры ставят Глан, П. Кретов, Г. Шаховская и др.
Кризис эстрадного театра, наступивший после закрытия мюзик-холлов, равно как и обилие «совместителей» в концертных программах с готовыми сценами из спектаклей, сказались на режиссуре. Профессия эстрадного Р. как бы отошла в тень, стала «безымянной», формированием концертных программ занимались администраторы. В качестве Р. работают некоторые актеры: Р. Зеленая, Л. Миров, А. Менакер, Н. Смирнов-Сокольский и др.
В начале 50-х гг. появился эстрадный Р., заявивший о себе с первой же постановки в «Эрмитаже» (1952) «Вот идет пароход», выпускник ГИТИС, недавний фронтовик А. Конников. Уже на следующий год он стал гл. реж. Мосэстрады, постановщиком многих программ, в том числе открытого в 1954 Моск. театра эстрады, куда придет в 70-е гг. гл. реж. С Конниковым связано возрождение Моск. мюзик-холла, получившего признание за рубежом.
Благодаря родовой связи с театром на эстраде продолжают плодотворно работать многие театральные Р. Эстрадные спектакли М. Мироновой и А. Менакера ставят театральные Р. Д. Тун-кель, Б. Львов-Анохин, спектакли Ленингр. театра миниатюр Акимов, В. Кожич, В. Канцель, Б. Равенских, А. Тутышкин и др. В открывшемся в 1959 Моск. театре миниатюр работают Тункель, Тутышкин, Ю. Любимов, А. Шатрин, Э. Крас-нянский (дебютирует как режиссер М. Захаров, поставивший впоследствии ряд номеров актерам Мосэстрады). В 70-90-е гг. связи с театром сохраняются и крепнут, эстрадные спектакли и номера ставят Б. Левинсон, Р. Виктюк, П. Хом-ский, А. Ширвиндт, А. Бармак, Ф. Григорьян, Э. Бутенко и др. Они приносят на эстраду театральную культуру, оригинальные постановочные решения, умение работать с актером, подчиняя, однако, свою фантазию, изобретательность задаче максимально ярко представить актера. Легкость, веселость эстрады дополняется «серьезностью» театра, черно-белые краски- искусством полутонов.
Новые режиссерские имена и новые художественные идеи дали в 60-е гг. СТЭМы (студенческие театры эстрады и миниатюр). Из самодеятельности пришли на профессиональную эстраду М. Розовский, А. Левенбук, И. Рутберг, С. Каминский и др., а также один из лучших постановщиков номеров разговорного жанра и педагог В. Точилин. На развитие эстрадной режиссуры влияло ТВ, создавшее ряд оригинальных развлекательных программ («КВН», «Бенефисы», «Кабачок 13 стульев», «Терем-теремок», «Артлото», «Новогодние аттракционы» и др.). На эстраде плодотворно работает Р. театра и ТВ А. Белинский. Среди режиссеров, в разное время работавших в концертных организациях Москвы, Ленинграда и других городов: А. Галь, В. Познанский, А. Полевой, В. Коровин, Н. Тамра-зов, А. Рубб, Д. Мечик, Д. Тимофеев, С. Найхин (Саратов), С. Баркан (Кемерово) и др.
В качестве Р. проявляют себя конферансье. Постановщиком своих программ на концертной эстраде был О. Милявский. Худ. рук. Моск. театра эстрады (с 1983) Б. Брунов — постановщик программ в своем театре, в ГЦКЗ «Россия», также представлений на площадях, в Зеленом театре ЦПКиО им. М. Горького и др. Успешно ставят номера и спектакли Л. Шимелов, С. Дитятев, Г. Орлов, Г. Баскин и др.
В 60-70-е гг. приобретает новое качество режиссура оригинальных и цирковых жанров. В номерах сочетаются разные жанры: жонглирование, акробатика, иллюзия, пантомима, хореография. Используя виртуозную технику, выразительную мимику и пластику актера, а также музыку, костюм, реквизит, Р. выстраивает драматургию номера, насыщая его оригинальными трюками с тем, чтобы наиболее полно раскрыть индивидуальность и мастерство исполнителя. Большинство  Р. в прошлом артисты: С. Каштелян, Л. Маслюков, Н. Павловский,
Р. Славский, Т. Птицына, М. Харитонов, И. Осин-цова, В. Пасынков, А. Бойко и др. (многие работали в ВТМЭИ).
В сфере музыкальных жанров режиссура, напротив, проявляет себя преимущественно в постановке целостных программ: теаджазов в 30-е гг. (А. Арнольд), эстрадных оркестров в 40-50-е гг. (Конников); джаз-оркестра О. Лундстре-ма (Г.Товстоногов, Н. Акимов и др.). Р. ВИА 60-70-х гг., а позднее рок-групп часто становились сами руководители (И. Гранов, Вл. Муля-вин, В. Яшкин, П. Слободкин и др.). С вокалистами в качестве Р. и педагогов иногда работали композиторы: М. Таривердиев с И. Кобзоном (во время подготовки к/ф «Семнадцать мгновений весны»), Д. Тухманов с В. Леонтьевым; Л. Крицкая с Е, Камбуровой.
VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957) способствовал возрождению и развитию режиссуры массовых представлений и зрелищ на площадях и стадионах, больших фестивалей (И. Туманов, И. Шароев, И. Рахлин, В. Жак, А. Силин, В. Яшкин, В. Головко, Э. Смольный и др.). Они не только постановщики и организаторы, но обычно и авторы сценариев, в которых широко использовались принципы монтажа. Монтаж оказывался сильным средством, помогающим построить массовое зрелище в соответствии с идеологическими и художественными задачами. Особое место принадлежало режиссуре правительственных концертов, приуроченных к крупным политическим событиям, праздничным датам (годовщины Октябрьской революции, съезды коммунистической партии и др.). Р. (Г. Ансимов, И. Моисеев, И. Туманов, И. Шароев и др.) становились авторами и создателями грандиозных, красочных представлений с огромным числом участников (задействованы ансамбли, хоры, оркестры), впечатляющим оформлением, с кинокадрами и т. д.
Масштабность режиссерского видения не исключает, однако, педагогического дара, умения поставить номер, ориентируясь на конкретную актерскую индивидуальность. Усилиями Шарое-ва создана в ГИТИС (ныне РАТИ) кафедра (1968), позднее отделение, фак-т режиссеров эстрады и массовых зрелищ. Выпускники РАТИ  М. Котляр, С. Дитятев, А. Горнизов, А. Новицкий, А. Тумниукий, Л. Гречишникова, Г. Кантор и другие зарекомендовали себя талантливыми постановками на эстраде. Нельзя не отметить С. Винникова — постановщика «Славянского базара» и др. Мастерами постановок больших шоу-программ стали Г. Белова, Г Симанович, И. Глазунов
(ГЦКЗ «Россия»). Подготовка эстрадных режиссеров ведется и в СПАГАТИ.
В 90-е гг. в связи с реорганизацией концертной работы рождаются новые постоянные коллективы: вокалисты, музыканты стремятся к большим постановочным шоу, требующим режиссуры. В иных случаях функции Р. выполняют сценографы. В работу включаются продюсеры, создающие вокально-хореографические программы, обнаружив при этом педагогический дар (Б. Алибасов). Р.*возглавляют возникающие повсеместно маленькие театры: «Летучая мышь» — Г. Гурвич, «Четвертая стена» — В. Жук (оба выросли на капустниках). Под руководством Р. и педагога И. Штокбанта известность получил петерб. «Буфф». Режиссер  В. С. Коровин создал из студентов ГИТИСа Театр «Квартет И», недавно отметивший свое десятилетие. Стабильность таких коллективов дает Р. простор для поисков, экспериментов, способствует рождению новых художественных форм оригинальных представлений и номеров.
Лит.: Русские народные гулянья по рассказам А. Алексеева-Яковлева. Л., 1948; Петров  Н. «50 и 500» М., I960; Дмитриев  Ю. А. Михаил Лентовский. М., 1976; Шароев  И. Г. Режиссура эстрады и массовых зрелищ. М., 1983. 2-е изд. 1993; Руб  А. Теория и практика эстрадной режиссуры. М., 1994; Шароев  И. Г. Многоликая эстрада за кулисами кремлевских концертов. М., 1995; Яшкин  В. На полпути от эстрады к театру. М., 1995.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100