В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Рати

Рати — Российская академия театрального искусства (до 1992 ГИТИС), факультет эстрадного искусства. Кафедра эстрадного искусства возникла как курс режиссеров эстрады на режиссерском фак-те ГИТИС в 1964. В качестве самостоятельной кафедры режиссуры эстрады и массовых представлений на фак-те музыкального театра существует с апреля 1968. В 80-е гг. преобразована в фак-т эстрадного искусства. Возглавлял кафедру основатель и бессменный ее руководитель нар. арт. СССР  И. Шароев, академик Междунар. академии творчества.
За три десятилетия кафедрой накоплен огромный опыт воспитания актеров, режиссеров эстрады и массовых представлений, теоретико-методическое обоснование которого нашло отражение в ряде выпущенных кафедрой программ обучения студентов актерскому мастерству, режиссуре, танцу и слову на эстраде, оригинальному жанру и ряду других специальных дисциплин, родившихся и существующих только на данной кафедре. Уникальность методики обучения будущих актеров и режиссеров эстрады заложена в особенности самого вида искусства — свойственном ему синкретизме художественного языка, вбирающего в себя лексику разных пространственно-временных искусств, начиная от клоунады, танца, пантомимы, пения, музыки, кончая литературой, поэзией и даже живописью. Вместе с тем создание эстрадной кафедры в рамках ГИТИС дало возможность молодой эстрадной кафедре опереться на фундаментальную систему актерского образования, на традиции русской театральной педагогики.
Школу профессионального мастерства на кафедре закладывали выдающиеся актеры эстрады — Л. Миров, М. Новицкий, И. Набатов, А. Алексеев, С. Каштелян, Л. Маслюков, Б. Врунов и др. Бессменным, на протяжении десяти лет председателем ГЭК являлся Л. Утесов, чей анализ и оценка дипломных спектаклей представляли собой бесценные уроки живой эстрады.
Традиции эстрадной педагогики, заложенные выдающимися актерами, творчески развивали и развивают новые поколения педагогов — В. Шалевич, П. Слободкин, А. Елизаров, Ё. Кирсанов, В. Жак, А. Одинокова, Ж. Смелянская и др.
Кафедра постоянно расширяет направления своей деятельности. В 1988 здесь приступили к обучению звукорежиссеров (рук. курсов засл. деят.искусств, доцент В. Бабушкин). В 1990 было создано эстрадоведческое отделение (рук. Курсов доктор искусствоведения, профессор Л. Тихвинская, канд. искусствоведения, профессор Е. Дуков).
Воспитание студентов ведется по очной и заочной формам обучения. Среди выпускников заочного отделения кафедры такие выдающиеся деятели эстрады, как А. Пугачева, Лайма Вайкуле, Е. Петросян, К. Новикова, Е. Шифрин, А. Ако-пян, Г. Великанова, С. Дитятев, А. Елизаров, Н. Бабкина, М. Евдокимов, Е. Камбурова и др. Очное отделение заканчивали режиссер А. Горнизов, Юлиан, певец и телеведущий С. Минаев и др.
Педагоги кафедры ведут большую научную работу: выпускают книги (Шароев И. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1992), сборники статей (Вопросы методики воспитания актеров и режиссеров эстрады и массовых представлений / Ред. и сост. Тихвинская. М., 1972), защищены кандидатские и докторская диссертации.
При кафедре возник Экспериментальный театр-студия под рук. Шароева — своеобразная эстрадная лаборатория, где ведутся поиски новых средств выразительности в области эстрадных жанров, сатиры и юмора, пантомимы и эстрадного танца и осуществлена постановка ряда спектаклей. В 1990 Студия с успехом выступала в США на Бостонском Междунар. сатирическом фестивале.
Л. И. Тихвинская
В 2000 после кончины И. Шароева руководство перешло к доктору искусствоведения, профессору (1993), автору фундаментальных исследований и учебных пособий Л. Тихвинской, с 1976 года работавшей на кафедре в качестве преподавателя истории эстрады, массовых празднеств и зрелищ.
Радикальные изменения в последние годы образов и жанров эстрадного искусства заставляют руководство и педагогов кафедры постоянно переосмысливать жанровую ориентацию будущих актеров эстрады и корректировать обучающие методики. Обновление коснулось и группы хореографических дисциплин, куда помимо степа, джаз-, модерн-танца, теперь вошли разновидности брейка, хип-хопа и др. современных танцевальных направлений; и вокальных дисциплин, связанных со специальной подготовкой эстрадных певцов, к которой приступили на кафедре, и дисциплин оригинального жанра.
К работе на кафедре удалось привлечь выдающихся деятелей эстрады, театра, концертного дела, таких, как Г. В. Хазанов, В. Гарка-лин, П. М. Шаболтай, создавших свои мастерские; а также одаренную молодежь — лауреата Московского конкурса юмора и сатиры А. Жигалкина и Э. Радзюкевич. Их приход способствует обновлению и укреплению кафедры, работающей уже около четырех десятилетий.
Лит.: Белов  Ю. Пока их девять. // СЭЦ. 1968. № 8. С. 18-19; Уварова  Е. Учебное кабаре. // СЭЦ. 1990. № 10. С. 9-11; ШароевИ., Смелянская  Ж. Творчество нельзя положить в авоську (беседует Л. Филатова) // Театр, жизнь. 1997. № 7. С. 13-14; ГИТИС — это значит многоголосый (беседа с Шароевым) // Муз. жизнь. 1999. № 7. С. 18-19.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100