Сарматов С. Ф. - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Сарматов С. Ф.

Сарматов (Опеньховский) Станислав Францевич (1874-1925, Нью-Йорк) — автор и исполнитель куплетов, песенок, пародий, антрепренер. Окончил 1-ю киевскую гимназию. Под псевдонимом Сарматов поступил в антрепризу К. Лелева-Вучетича на роли простаков (Одесса, Херсон, Чернигов). Полуголодное существование привело С. к разочарованию в высоких идеалах драматической сцены, что позднее нашло выход в стихах «К съезду сценических деятелей», ядовитых шаржах- «Силуэтики бродячих провинциальных лицедеев» («Смех». Киев, 1897). Порвав с театром, начал выступать в харьковских садах и шантанах (1894) с куплетами собственного сочинения. Злободневность содержания, ритмичность, музыкальность, мастерство речитатива принесли успех. Гастролировал по югу России с обозрением «С блокнотом по городам». С 1899 ежегодно работал в Москве в престижном шантане Ш. Омона. Выступал в маске «босяка». Ее появление на эстраде принято связывать с М. Горьким. Но, судя по авторскому сборнику С. «Смех», маска артиста сложилась до публикации первых «босяцких» рассказов. Тема витала в воздухе, одновременно была подхвачена будущим пролетарским писателем и шантанным куплетистом. После успеха «На дне» в добродушной, даже сочувственной трактовке «босяка» у С. появились иронические, язвительные интонации. Он осмеивает моду на «босяков», их успех у светских дам. Персонаж  С. циничен, беззаботен, живет сегодняшним днем («коли на шкалик есть, к черту стыд и честь»). Его философствующий «босяк» утверждал цинизм как норму. Эпатируя публику, артист допускал откровенные двусмысленности, хотя рецензенты неоднократно отмечали, что С. «один из немногих, умеющих облечь скабрезность в остроумную, даже изящную форм)7» (Рампа и жизнь. 1912. № 20), что утрачивалось многочисленными подражателями. Не выносил романтического пафоса, снижал его, нарочито вульгаризировал (пародии на популярные романсы «Уголок», «Цветы», «Ухарь-купец» и др.). Крупный, плотный, даже грузный, с выразительным скуластым лицом, он выходил «в своих классических лохмотьях уличного бродяги, оборванца и пропойцы», восхищая зрителей, в том числе такого, как Дон-Аминадо (Поезд на третьем пути. М., 1991. С. 52), способностью к мгновенной импровизации.
Любитель тотализатора, страстный игрок, в быту С. поражал отсутствием примет артистизма. Положение артиста варьете, парии в артистическом мире его не тяготило. Более того, он увлекал в этот мир других (уговорил перейти на эстраду артистрв музыкально-драматического театра Вл. Хенкина, Ю. Убейко, С. Сокольского). Считал своей работой развлечение людей, вносил в это присущий ему азарт. Выступал в самых разных аудиториях: городских садах, фешенебельном петерб. варьете «Палас», в театрах миниатюр. В Харькове в разные годы содержал летний сад «Тиволи», варьете, театр миниатюр, проявил не только административные, но и режиссерские способности. Объехал с гастролями всю страну, снимался в Париже на студии «Iomoh», записал на граммофонные пластинки около 500 куплетов и городских’ песен. Кроме авторских сборников его вещи входили в народные песенники, которые издавались массовым тиражом. Писал также обозрения-оперетты («Моск. Кармен», 1907, и др.), сценки и буффонады для театров миниатюр («Сон Васи Двойкина». Харьков, 1915, и др.). В 1920 эмигрировал в США. Один из самых высокооплачиваемых и состоятельных актеров России умер в бедности и забвении.
Соч.: Модные куплеты и шансонетки С. Ф. Сарматова. Вып. 1-2. Харьков, 1902; Песни и куплеты. Вып. 3-5. Харьков, 1907; Куплеты. Вып. 6. Харьков, 1909; «Ухарь-купец». М., 1911; «Бывший человек» и другие. М., 1912; «Женские ножки». М., 1912; «Лысые». М., 1912; «Аэроплан»: Комич. песенки. М., 1912; «Забастовка актеров». Харьков, 1915 и др. Начать читать про казино на деньги с моментальным выводом на сбербанк. Список лучших интернет казино с мгновенным выводом на карту альфа банка.
Лит.: Набатов  И. Записки эстрадного сатирика. М., 1957. С. 18-19; Кузнецов Евг. Из прошлого русской эстрады. М., 1958. С. 278-279; Териков  Г. Куплет на эстраде. М., 1987. С. 58-60.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования