В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Сарычева М. Г.

Сарычева Маргарита Григорьевна (01.06. 1925-17.02 1977, Москва) — мастер художественного слова. Окончив Театральное училище им. Б.В.Щукина (1948), выдержала большой конкурс на чтецкое отделение Моск. гос. филармонии (читала главы из романа М. Горького «Мать», композицию, подготовленную в студенческие годы). По сравнению с театром работа на эстраде сулила ей большую свободу, самостоятельность в выборе репертуара. Начинающей артистке повезло, ее режиссером и педагогом стала Е. Попова-Яхонтова. Предоставляя своей ученице желанную свободу, она последовательно вводила ее в мир звучащего слова, прививала интерес к документу, умение обращаться с ним. Искусство  В. ЯхонЫова и его личность во многом благодаря Поповой оказали решающее влияние на формирование таланта С. Одной из первых работ стала композиция по главам из романа «Петр Первый» А. Н. Толстого, получившая название «Санька Бровкина- боярыня Волкова». Актриса откровенно любовалась удалью, бесшабашностью, врожденным чувством собственного достоинства «босоногой Саньки», неожиданно ставшей «Московской Венерой». Незаурядная личность Саньки вырастала на фоне картин жизни того времени, русского быта. В повествовательную авторскую интонацию вплеталась тонкая, присущая С, лирическая нота. Особенно сильно она звучала в финале: в вихре светских успехов ее Санька мечтала о крыжовнике со своего огорода, о качелях в саду.
К 60-м г. С. уже признанный мастер — выступает на ТВ, по радио, ее программы идут в Зале им. Чайковского, в Большом зале Библиотеки им. В. И. Ленина и др. После смерти Поповой-Яхонтовой начала работать с режиссером Ю. Котиным-Ярцевым, которого она знала еще по Театральному уч-щу. С ним сделано несколько больших программ: «Госпожа советница, или Прекрасная свинарка» Мартти Ларни, «Дамская логика, или Карманные трагедии» по рассказам Стефании Гродзеньской. В центре внимания С. по-прежнему различные женские характеры, женские судьбы. Исполняя «Госпожу советницу», она усиливает сатирическую интонацию, повествование густо окрашивается иронией, сквозь которую изредка прорываются лирические ноты. Показывая все перипетии обогащения Минны, актриса вслед за автором высмеивала жажду наживы, погоню за деньгами, но при этом не лишала свою героиню способности чувствовать и страдать. Воссоздавала характер и судьбу женщины, наделенной умом, сильной волей, сумевшей заработать миллионы, но при этом оставшейся одинокой, душевно неустроенной. В иной, более легкой, лирико-юмористической интонации с налетом иронии решались маленькие рассказы Гродзен-ской: «О грустном и веселом, о лирическом и драматическом, о приятном и неприятном», как сообщала программка. Присущий польской женщине шарм придавал особую окраску исполнению. После произведений зарубежной литературы актрисе захотелось вернуться к русской жизни, русским характерам. Когда-то, в 50-е гг. в ее репертуаре была композиция по «Войне и миру» Л. Толстого, посвященная Наташе Ростовой. Но эта работа не удовлетворяла С. и через двадцать лет она вновь обращается к роману Толстого. Судя по сохранившимя в архиве наброскам, актриса стремилась найти яркую характерность для каждого персонажа (композиция начиналась сценой приема у Анны Павловны Шерер, которую она читала в узком кругу друзей); эпизоды в светских салонах должны были контрастировать со сценами, где люди умеют глубоко чувствовать, любить, страдать. Особая, свойственная Сарычевой мужественная лирика окрашивалась юмором, иронией. Смерть настигла актрису в разгаре работы.
С. неоднократный лауреат Всероссийских конкурсов чтецов (1957.1960. 1970). К ленинским юбилеям были подготовлены и много исполнялись документальные программы, «В Шуше, у подножья Саян» (режиссер Попова-Яхонтова) и «Рояль в доме Ульяновых» (режиссер Катин-Ярцев). В репер-паре также программа для детей «Моя первая книжка», по стихам С. Маршака, А. Барто. К. Чуковского. В. Маяковского, других поэтов и прозаиков, которую она читала, умело общаясь с детской аудиторией.
Лит.: Уварова  Е. Маргарита Сарычева . / Мастера художественного слова. М.. 1983.
Е. Д. Уварова

Сатирический дуэт — одна из форм разговорного жанра, получила распространение еще в начале века («дуэтисты»). На советской эстраде СД представлен А. Громовым и В. Миличем, П. Муравским и О. Нехлюдовой, Р. Корфом и Я. Рудиным, Н. Тоддес и Л. Домогацкой, Н. Нурм и А. Бонди. В. Пгьченко и Р. Карцевым, Г. и Е.Барковыми (театр «Комики»), куплетистами П. Рудаковым и В. Нечаевым, А. Шу-ровым и Н. Рыкуниным и многими другими. В форме сатирического дуэта работали и мастера парного конферанса Л. Миров и М. Новицкий и др. В 20-е гг. СД строился на конфликте старого и нового, требовал плакатных решений. Позже утратил открытую публицистичность, приобрел характер жанровой, комедийной или сатирической сценки (В. Коркина и В. Остроухое), инсценированного анекдота.
Е.Д.



ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100