В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Саульский Ю. С.

Саульский Юрий Сергеевич (род. 23.10.1928, Москва — 28.08,2003, Москва). Композитор, дирижер, аранжировщик, продюсер. Нар. арт. РСФСР’(1990). В 1946 окончил музыкальное уч-ще при Моск. консерватории по классу валторны, в 1954- теоретико-композиторский фак-т консерватории (как музыковед по классу И. Способина); факультативно занимался также сочинением (у С. Богатырева) и дирижированием (у Н.Аносова). «Легкими жанрами» увлекся еще в детские годы — дома было много грампластинок с записями песен и оркестрового джаза — Р. Нобл, Б. Эмброуз, Ф. Криш, А. Цфасман, Л. Утесов. Оркестр Цфасмана  С. часто слушал также «вживую» — в предвоенные годы этот коллектив постоянно выступал в фойе кинотеатра «Ударник». В консерватории С. впервые попробовал написать песню («Железная воля народа» на ел. В. Фролова, 1949, 2-я премия на внутриконсерваторском конкурсе). Впрочем, в этот период его больше привлекает инструментальная музыка; прирабатывает как аккордеонист и пианист в ресторанных ансамблях (у В. Самойлова и др.). После окончания консерватории становится музыкальным руководителем Эстрадного оркестра ЦДКЖ под упр. Д. Покрасса, в 1955-1956 — музыкальный руководитель и дирижер оркестра Э. Рознера. В 1957 возглавил молодежный эстрадный оркестр ЦДРИ, в котором начинали такие известные в будущем музыканты, как Г. Гаранян, А. Зубов, К. Бахолдин, Б. Рычков, Н. Капустин, И. Берухштис. Оркестр принял участие в джазовом конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957) и получил.серебряную медаль. Кстати, и сам фестиваль закрывался песней С. «Прощальная» в исполнении К. Лазаренко (его первая серьезная работа в этом жанре).
В 60-х гг. С. продолжает совмещать сочинение с дирижерской деятельностью (оркестр Моск. мюзик-холла, 1961-1962, орк. «ВИО-66», 1966-1970). «ВИО-66» был новой, непривычной формой джазового коллектива — 8 медных инструментов, 5 саксофонов, ритм-группа + вокальный октет, трактовавшийся как еще одна оркестровая группа. В «ВИО-66» играли в разные годы А. Козлов, Ю. Чугунов (саксофоны), И. Широков (труба), И. Брилъ (рояль), В. Журавский и А. Симоновский (ударные), В. Смоляницкий, А. Соболев и В. Двоскин (контрабас), в вокальной группе пела В. Толкунова, среди солистов-вокалистов был В. Мулърман. Оркестр выступал на многих отечественных джаз-фестивалях, выпустил пластинку на «Мелодии». Аранжировки для «ВИО-66» писали С,
а также А. Мажуков, Чугунов, И. Петренко, Э. Тяжов.
. После ухода из оркестра (1970) С. оставляет дирижирование (выступает как дирижер лишь в своих авторских концертах), сосредоточившись на композиторской деятельности: инструментальной музыке, эстраде и джазе, а также песне.
Среди его инструментальных композиций отметим Соло для ударные (.1954), фантазии на темы песен И. Дунаевского и Чаплина (1955), Каприччио для 4 саксофонов (1960), «Туман над Таллинном» (1961), танцевальную сюиту «Лето» (1963), «Знакомство с оркестром» (1966), «Элегия» (1967), «Оживленная беседа» (1968), сюита из музыки к спектаклю «Вся королевская рать» (1971), «Дорога в Гагры» (1972), сюита «Этот старый добрый джаз» (1980). С- автор театральной (свыше 20 спектаклей) и киномузыки (более 50 фильмов).
Как композитор-песенник он также занимает одно из высоких мест в советской песенной иерархии. Он заметно эволюционировал от своих первых работ — еще в духе песенной эстрады 30-х гг. и Дунаевского («Прощальная») — к лирике 70-х и 80-х. Иногда в песню «переходил» его джазовый материал (баллада для саксофона, ставшая песней «Зеркало»); много песен С. — остроритмичные, танцевальные — в какой-то мере предшественники нынешней отечественной поп-музыки (например, «Черный кот» — первый советский твист).
Самые известные песни: «Все скорей», «Бесконечное объяснение», «Весенняя капель», «Счастливая колыбельная» (все на ст. В. Орлова, 1961-1962), «Енисейские жарки» (ст. В. Герасимова и Г. Фере, 1963), «Черный кот» (ст. М. Танина), «Лесенка» (ст. М. Розовского, 1964), песенный цикл из музыки к спектаклю Театра им. Моссовета «Глазами клоуна» по Г. Бёллю: «Вальс клоуна», «Любовь клоуна», «Молитва клоуна», «Зеркала» (на ст. Г. Поженяна, 1968), «Тополиный пух», «Снежинка» (ст. П.Леонидова, 1971-1972), песенный цикл из музыки к фильму «Солнце, снова солнце» (на ст. Е. Евтушенко, 1975): «Ничей», «Песня о совести», «Песня о дельфинах», «Признание»; песни на ст. Л. Завальнюка — «Река моя» (1971), «Баллада о времени» (1974), «Не покидает нас весна» (1975), «Осенняя мелодия» (1976), «Песня о доме» (1977), «Два белых снега» (1981), «Не забывай» (1982), «Обида» (1983), «Ожидание» (1983), «Счастья тебе, земля!» (1984); песни на ст. И.Шаферана- «Тихие города» (1977), «Дети спят», «Обычная история» (1978), «Две мечты» (1981). Большую популярность получила также песня С. на ст. Н. Олева «Татьянин день»…
Песни  С. исполняли многие ведущие мастера «советского» и постсоветского периода: Лаза-ренко, М. Кристалинская, Л. Клемент, Г. Чохели, Е. Камбурова, О. Анофриев, Л. Мондрус, А. Градский, Л. Лещенко, И. Кобзон, Ю. Богатиков, дуэт С. Таюшев — Т. Рузавина, Л. Сенчина, ансамбли «Ариэль» и «Машина времени», В. Леонтьев, О. Воронец, И. Понаровская, Л. Долина, Л. Кандалова, С. Ротару и многие другие.
С. является также автором балетов «Сеньора из Валенсии» (1987), «Театр» (1990) и мюзикла «КрошкаЦ.» (по Гофману) (1992).
В качестве президента МДА (Междунар. джазового ангажемента) в 90-е гг. организовал междунар. фестивали джаза в Москве (раз в два года), с 1998- ежегодные, на открытом воздухе в саду «Эрмитаж», а также в Сочи, Оренбурге, Минске. Вместе с Министерством обороны провел Всерос. фестиваль армейских биг-бен-дов (1995). Был председателем и членом жюри многих эстрадных конкурсов и«фестивалей; вице-президентом МСДЭИ.
Соч.: Еще об эстрадном оркестре // Сов. музыка. 1953. № 8; Выступление на дискуссии, посвященной проблемам советской эстрадной музыки // Там же. 1956. № 11; Диалог о джазе // Смена. 1967. № 2; Выступление на дискуссии о советской песне // Сов. музыка: 1978. № 12; Разговор о песне // Мелодия. 1984. № 1; Аранжировка для биг-бэнда. М., 2000.
Лит.: Тероганян  М. Выступает «ВИО-66» // СЭЦ. 1966. № 10; ЛуковниковА. Увлечение, страсть, работа // Там же. 1982. № 1; Тернявский В. Ожидание // Мелодия. 1984. № 4; Петров Арк. Юрий Саульский — путь в джазе // Муз. жизнь. 1985. № 19; Петров А. Черный кот in blue: Юрий Саульский, жизнь и творчество. М., 1998.
А. Е. Петров



ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100