В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Сорокин Г. В.

Сорокин Георгий Васильевич (род. 25.10.1916, Кисловодск) — мастер художественного слова, драматический актер. Нар. арт. РСФСР (1974). Лауреат многих чтецких конкурсов. Окончил Театральное уч-ще им. М. Щепкина (1938). Работал в Центр, т-ре Советской армии (1939-1956). С 1956- в Москонцерте. Первая сольная программа «Вл. Маяковский» (1950). В 1953 С. сделал композицию по пьесе Маяковского «Клоп», тогда«еще не шедшей на театральных сценах. В программ)’ были включены стихи и отрывки из статей поэта. Вскоре складывается целый цикл программ Маяковского: «Мое открытие Америки», «Поэт». Вместе с тем С. обращается к сатирической прозе: рассказам М. Зощенко, роману Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» (1956-195.7 гг.). Материал сам потребовал театрализации, переключения из образа в образ.
На рубеже 50-60-х гг. в репертуар артиста входят стихи современных поэтов: Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского.
В середине 60-х гг. С. создает две композиции по произведениям С. Есенина. В первую, кроме лирики, входила поэма «Пугачев», во вторую — «Анна Снегина» и «Черный человек». Есенинские программы исполнялись под музыку Рахманинова, Глазунова, Аренского и др. русских композиторов. В больших залах эти вечера шли в сопровождении оркестра, в камерных — фортепьяно. Постепенно складывалась особая стилистика моноспектаклей. Резкая смена ритмов в монтаже стихов, тонкая ритмическая разработка прозы, активный диалог с музыкой, в сатире — переключение из образа в образ, преимущественно интонационное. Многие программы были сделаны в содружестве с пианистом М. Брохесом, аккомпаниатором А. Вертинского. С. вообще всегда придавал большое значение творческому общению с интересными людьми, такими как сестра Маяковского (Людмила Владимировна), Е. Попова-Яхонтова, Е. Булгакова. С Е. Поповой в 1964 г. была сделана программа «Михаил Лермонтов». В 1957-1964 гг. они возглавляли Общественный театр чтеца и поэта при ЦДРИ, созданный по их инициативе. В результате общения с Е. Булгаковой возникла композиция «Булгаков», куда входили фрагменты из «Мастера и Маргариты» (1974). В середине 70-х гг. в творческом содружестве с реж. А. Конниковым были созданы значительные работы: «Федор Достоевский» (сцены из романов «Идиот», «Братья Карамазовы») (1971); «Аэропорт» по роману А. Хейли; «Я пришел дать вам волю» по роману В. Шукшина о Степане Разине. В последнюю программу входили также и рассказы писателя. Эти программы вызвали большой интерес у публики и прессы. Артист формирует и создает у слушателей на слуху и на глазах «повествовательный» спектакль. Он говорит от автора, от основного героя, спорит и ведет диалог с «воображаемым партнером»; читает и рассказывает, но самое главное, играет слово, состояние, порыв, размышление. Б итоге получается самостоятельное произведение. Роман сыгран, а не рассказан и не пересказан. В 80-е гг. С. читает стихи М. Цветаевой — «Поэзия. Судьба. Характер» (1986); А. Ахматовой, В. Высоцкого. Значительными работами над прозой явились: «А. Куприн. Рассказы» (1985), Л. Соболев «Морская душа», «Солженицын, вернитесь!». Последняя в то время звучала особенно актуально. В 90-е гг. мастер продолжает активно работать. В 1993 — литер.-муз. моноспектакль «Федор Шаляпин» (по книге «Маска и душа»). В 1999 «Мой Пушкин», получивший пушкинскую медаль от Рос. Ак. словесности; в 2000 — «Александр Вертинский» (по книге «Дорогой длинною», реж. А. Кравцов), посвященный памяти Брохеса; «Ваш Антон Чехов» (повесть «Дама с собачкой» и рассказы); «Виктор Боков. Стихи». Последняя программа «Художник Игорь Обросов» (по книге «Черное и белое») — новеллы о жизни и искусстве XX в. Многие произведения в исполнении С. записаны на радио.
Соч.: Слово написанное и слово произнесенное// СЭЦ. 1972. № 10.
Лит.: УманскаяЛ. Читает Георгий Сорокин// СЭЦ. 1965. № 11; ЛейкинН. Завидный, радостный жребий// Там же. 1974. № 10; Дубнова Е. Я. Об искусстве художественного слова. М., 1986. С. 67-68.
Е. Я. Дубнова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100