В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Сомов В. В.

Сомов Вячеслав Вячеславович (13/26. 03.1910, Варшава- 17.06.1988, Москва) — драматический актер, мастер художественного слова. Засл. арт. РСФСР (1954). Окончил Ленингр. балетное уч-ще, начал выступать на эстраде в пантомиме и танцевальном дуэте. Работал наездником в цирке, актером в ГОСТИМе, где постигал биомеханику, в Драм, театре им. Баумана. На фронте прошел путь от Москвы до Кенигсберга. С 1945 — артист Центр, театра Сов. армии. Искусством художественного слова С. начал интересоваться с юности, когда был потрясен выступлениями В. Маяковского. Захватывала острота мысли, образность интонаций, полемичность. «Он жил стихом, — писал С. — <...> Вспоминая, как читал М., я убеждаюсь, что подлинное мастерство художественного чтения рождается только тогда, когда мысли, идеи, заложенные в произведении, становятся для чтеца чем-то личным, захватывают его, глубоко волнуют». Таким «личным» стали для С. «Голоса мира» (так называлась одна из его программ). Он представил на эстраде огромное число зарубежных поэтов-классиков и еще более — современников. С. были свойственны влюбленность в поэзию, желание поделиться с аудиторией счастьем приобщения к стихам Байрона, Вийона, Лорки или радостью открытия новых, еще не знакомых поэтических имен. В его репертуаре были поэты Франции, Великобритании, Германии, Испании, Турции, Бельгии, Чехословакии и др. стран. Его концерты называли «Звучащей картой мира». Французскую поэзию он представлял в программе от XV в. до современности. В нее входили Вийон, Гюго, Ронсар, Бодлер, Дю Белле, Беранже, Верлен, Аполлинер. Он любил предварять стихи краткими рассказами об авторах и для каждого находил особые ритмы, интонации, пластический рисунок. В Г956 С. открыл для себя Н. Гильена, прочитав в журнале его стихотворение «Колыбельная, чтобы разбудить маленького негра». Он влюбился в этого кубинского поэта-изгнанника, выучил испанский язык и стал читать сначала стихи Гильена, а потом и других современных поэтов, борцов за мир и свободу. К I960 сложилась обширная программа «Современные зарубежные поэты». Кроме исполняемых ранее поэтов в нее входили стихи Превера, Гийевика, Марсенака, отрывок из «Зеленых холмов Африки» Хемингуэя (проза), американские поэты: Сэндберг, Фрост, Ферлингетти, никарагуанский — Дарио, колумбийский- Лопес. Манера исполнения каждого была особой, неповторимой. С. читал их в той национальной народной традиции, в которой они исполнялись на родине. Ему помогали музыканты-гитаристы. В разное время с ним работали В. Кручинин, А. Кузнецов. Читая с музыкальным сопровождением, артист погружал зрителей в самые недра поэтической стихии, в ее ритмы. Тонко чувствуя музыкальную природу стиха, С. выражал ее в танце, в пластике, иногда- в мелодекламации, В 1963 С. стал лауреатом конкурса «За мир и дружбу между народами». Круг исполняемых поэтов все время расширялся, пополнялся новыми именами. «Испания в сердце» (1965), чешская поэзия (1967). В старые программы включались новые имена и страны. Это не значит, что С. обходил своим вниманием русскую поэзию. В 70-е годы он создал композиции «А. Блок — Б. Пастернак, М. Цветаева — А. Ахматова», «Женщина и поэзия»; «Современники» (Д. Самойлов, Б. Окуджава, Б. Слуцкий, А. Межиров и др.). Одна из последних программ называлась «Открытие Америки» (Р. Лоуэлл, О. Нэш, Р. Фрост и др. в переводах А. Вознесенского). Последняя, итоговая композиция- «Люди, которых я видел», о незабываемых встречах с крупнейшими поэтами и деятелями эпохи. Режиссером программ С. была его жена, засл. арт. РСФСР 3. Бокарева. Отмечая «великолепную пластику речи, простоту, не снижающую, однако, стихотворную речь до прозы, а прозу- до речи разговорной, обыденной», — Вс. Аксенов главным в искусстве Сомова считал «подтекст». «Не только тот подтекст, который выявляет скрытый замысел автора, а и тот, что порожден собственным представлением исполнителя…» Эти слова своего товарища по искусству С. называл «самой дорогой похвалой».
Соч.: Песни Гильена // «Нева» М.; Л., 1961. № 5. С. 212-214; Полководец человечьей силы // Театр. жизнь. 1966. № 16. С. 7-8.
Лит.: Аксенов Вс. Слово — полководец человечьей силы // Театр, жизнь. 1960. № 6. С. 25; Лазарев М. Люблю сам и заставляю любить тысячи // Молодая гвардия. М., 1963. № 11. С. 304-307; Нифонтов  А. И. Сокровенные тайны поэзии // СЭЦ. М., 1964. № 10. С. 17; Ленинский А. Звучащий поэтический образ // СЭЦ. 1977. № 8; Смирнова Н. Вячеслав Сомов // Мастера художественного слова. М., 1988. Вып. 2. С. 247-264.
Е. Я. Дубнова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100