В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Соловьев-Седой В. П.

Соловьев-Седой (Соловьев) Василий Павлович (12/25.04.1907, С.-Петербург -02.12.1979, Ленинград)- композитор. Нар. арт. СССР (1367), Герой Соц. труда (1975). Лауреат 1ос. (1947) и Ленинской (1959) премий. Корни его — на псковской, невельской землях. Отец, Павел Павлович Соловьев, из крестьян, после солдатской слуйсбы переехал в Петербург, работал дворником. Мастерски играл на трехрядной гармони. Мать здала и хорошо исполняла народные песни Псковщины, Белоруссии. Эти песни скрещивались с другими впечатлениями раннего детства: граммофонной музыкой (романсы А. Вялъцевой), городскими песнями, куплетами, частушками, которые исполняли в кинодивертисментах И. Гурко, В. Гущинский и др. В 1916 начал посещать курсы игры на гитаре, в 1919- обучаться игре на фортепиано у пианиста Б. Камчатова. С 1929- в Центр, музыкальном техникуме и Ленингр. консерватории по классу композиции П. Рязанова (окончил в 1936). С начала 20-х гг. участвовал в клубных вечерах (особым успехом пользовалась его импровизация на тему романса «Пара гнедых»). Работал аккомпаниатором в Студии художественной гимнастики, кинотеатрах, «Живых газетах», для которых написал первые песни-частушки. В 1925-1928 пианист-импровизатор на Ленингр. радио.
В студенческие годы участвовал в эстрадных программах, писал музыку к спектаклям кукольного театра, песни («Станок», ст. А. Безымен-ского, «Выходи сегодня на залив», ст. А. Чурки-на, 1933, «На лыжи», ст. П. Ойфы, 1933), опубликованные издательством «Тритон». Одну из песен — «Гибель Чапаева» (ст. 3. Александровой и Е. Рывиной, 1936) взяла в репертуар И. Яун-зем. Начинающего композитора заметил Л. Утесов, в его исполнении прозвучала «Казачья кавалерийская» (ст. Чуркина, 1936).
В годы Великой Отечественной войны голос С.-С. зазвучал в полную силу, им написано более 60 песен. В 1941 он принес на Ленингр. радио первую военную песню «Застава дорогая» («Играй мой баян», ст. Л. Давидович, 1941). В марте 1942 на Калининском фронте среди бойцов в землянке под Ржевом исполнил песню «Вечер на рейде» («Прощай, любимый город», ст. Чуркина), принесшую ему всенародное признание. Она часто звучала по радио в исполнении В. Бунчикова и В. Нечаева, в фронтовых концертах К. Шульженко. Не менее популярными стали и задушевные «О чем тоскуешь, товарищ моряк?» (ст. В.Лебедева-Кумача, 1942), «Соловьи» (ст. А. Фатьянова, 1944) и шуточные
песни «На солнечной поляночке» (ст. Фатьянова, 1943), «Как за Камой-рекой» (ст. В. Гусева, 1943). В послевоенные годы С.-С. по-прежнему уделял основное внимание песням. Широкое признание завоевали «Где же вы теперь, друзья однополчане» (ст. Фатьянова, 1947), «Солдат — всегда солдат» (1959) и «Баллада о солдате» (обе на ст. М. Матусовского, 1961), «Если бы парни всей земли» (ст. Е. Долматовского, 1957). Немало превосходных песен написал С.-С. для к/ф: «Пора в путь-дорогу» и «Потому что мы пилоты» (ст. С. Фогельсона, 1946, к/ф «Небесный тихоход»), сочетающая элементы крестьянской и джазовой песен, «На лодке» (ст. Лебедева-Кумача, к/ф «Первая перчатка», 1947); мужественная, полная энергии «В путь» (ст. М. Дудина, к/ф «Максим Перепелица», 1955). Высоким образцом лирики С.-С. стала песня «Подмосковные вечера» (ст. Матусовского, документ, к/ф «В дни спартакиады», 1956). Она прозвучала на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве летом 1957, вскоре ее запели во всем мире. Ее пел и первый исполнитель В. Трошин и безвестный шансонье во Франции. Как «песней без слов» завершил «Подмосковными вечерами» конкурсную программу Ван Клиберн на Первом Междунар. конкурсе пианистов им. П. Чайковского.
Уже в 30-е гг. в первых армейских песнях, маршах, суровых сказах о героях проявился самобытный талант С.-С, чуткое понимание народной традиции. Но истинным его признанием стала песенная лирика, оттененная мягким, добрым юмором. Лучшие песни С.-С, подобно народным, развертываются свободно, как бы стихийно. Импровизационность сочетается с проработанностью формы, отделкой деталей. Легко запоминающиеся напевные мелодии увлекают глубиной и непосредственностью чувства.
С.-С. пробовал силы в других музыкальных жанрах — от камерных пьес до симфонических и оперных произведений. Им написаны 3 балета, 10 оперетт, 7 произведений для симфонического оркестра, музыка к 24 драматическим спектаклям и 8 радиопостановкам, 44 к/ф. Как общественный деятель С.-С. председатель Правления Ленингр. отделения Союза композиторов РСФСР (1948-1964), секретарь Союза композиторов СССР (1957-1979), секретарь Союза композиторов РСФСР с 1960.
Соч.: За музыкальную правду эпохи: Статьи, заметки, выступления. Л.; М., 1972; Пути-дороги: Воспоминания, рассказы о песнях, мысли об искусстве. Л., 1983; Воспоминания. Статьи. Материалы. Л., 1987.
Лит.: Кремлев  Ю. В. П. Соловьев-Седой:. Очерк жизни и творчества. Л., 1960; СохорА. Вас. Пдвл. Соловьев-Седой. М., 1977; ,В. П. Соловьев-Седой: Ното-биб-лиогр. справочник / Сост. О. Персон. Л., 1978; Шуль-женко К. Когда1 вы спросите меня. М., 1981. С. 111-114.
Л. К. Бубенникова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100