В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Смирнов-Сокольский Н. П.

Смирнов-Сокольский (Смирнов) Николай Павлович (17.03.1898-13.01.1962). Исполнитель злободневных сатирических монологов (фельетонов), теоретик эстрадного искусства, организатор эстрадного дела, писатель, библиограф. Нар. арт. РСФСР (1957). Отец-специалист по набору афиш, мать театральная портниха. Исключен из последнего класса Александровского коммерческого уч-ща за сатирические стихи в адрес учителей (1914). Газетный репортер. Начал писать репертуар для артистов эстрады и стал выступать сам с куплетами и песенками. На афишах к своей фамилии стал добавлять фамилию популярного куплетиста С. Сокольского, которому старался подражать. Дебютировал в 1915 в летнем театре поселка Малаховка под Москвой. Занял первое место на конкурсе юмористов (29.10.1916). Был приглашен в театр миниатюр «Одеон» в Москве на Сретенке, в 1917 перешел в театр П. Струйского (Б. Ордынка). Выступал в кинодивертисментах. Появлялся в облике босяка, добродушного пропойцы, относящегося ко всему иронически. В 1917 начал исполнять сатирические вещи, которым не соответствовала прежняя маска. Теперь на эстраде представал молодой человек — бунтарь, выступавший против казенщины, бюрократизма, ханжества, лицемерия, пошлости. В 1918-1919 выходил на сцену в красном фраке, иногда повязывал красный бант. Постоянно выступал в красноармейских частях, госпиталях, рабочих клубах. Появились первые сборники репертуара С.-С. (Проходящие мимо: куплеты, монологи, песенки. М., 1918 и др.).
Летом 1922 в Эстрадном театре сада «Эрмитаж» вышел в новой маске, потребовавшей и нового костюма — в свободной бархатной блузе, горло артиста украшал большой белый бант (костюм напоминал изображения Козьмы Пруткова, литературного персонажа, созданного А. К. Толстым, А. и В. Жемчужниковыми). В 40-е гг. сменил блузу на бархатный пиджак, но бант остался.
До 1927 актер обычно исполнял в концерте два монолога. Один от имени Бывалого (использовалась форма сказа), участника Гражданской войны — анархиста. Для него революция это прежде всего экспроприация в свою пользу богатств недавно господствующих классов. Чем больше окажется разрушено, тем, по мнению Бывалого, лучше. Особенную ненависть Бывалый испытывал к интеллигенции. В чем-то оказывался близок Присыпкину из «Клопа» В. Маяковского и Шарикову из «Собачьего сердца» М. Булгакова. Другой монолог был стихотворным, С.-С. сначала использовал прием райка («Всероссийская ноздря», 1924 и др.), с середины 20-х гг. перешел на ритмизованную прозу. Всегда был автором своего репертуара.
Читал монологи С.-С. от собственного лица темпераментно, более того, вдохновенно, его голос гремел. Пафосные строки соседствовали с шутливыми, сатира с лирикой.,Монологи обращались к разным темам, но главная тема всегда выделялась. И постоянно С.-С. стремился, наряду с критическим, увидеть и отметить положительное. Почти ежегодно появлялись новые фельетоны-монологи: «Император всероссийский», осмеивал попытки реставрировать в России монархию (1927), «Хамим, братцы, хамим» (1928) был направлен против хамства; в «Отелло» (1938) артист доказывал, что искусство и, в частности, театр должны утверждать высокие идеалы, что поиск новых форм не может быть самоценным; вопросам искусства посвящен и фельетон «На все Каспийское море» (1939). Большой успех имели «Проверьте ваши носы» (1953), «Путешествие на Олимп» (1954), в которых высмеивались бюрократизм, чинопочитание.
В некоторых случаях артист при чтении монологов прибегал к театрализации, так, в 1934 он читал «Тайную вечерю» на фоне панно, на котором размещались великие писатели. В «Путешествии на Олимп» общался с громадными куклами. «Разговор с Христофором Колумбом» сопровождался к/ф-мом. С середины 50-х гг. С.-С. выступал и как конферансье.
Помимо творчества, С.-С. вел огромную общественную и публицистическую деятельность. Отстаивал значение эстрадного искусства, сатиры, в частности, как продолжение традиций классиков — Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина. Большое внимание артист уделял организации эстрадного театра, созданию эстрадных учебных заведений. В 1940 под худ. рук. С.-С. начала функционировать Всесоюзная студия эстрадного искусства. В 1954 был открыт Моск. театр эстрады, С.-С. стал его первым худ. рук. В 1959, в значительной степени благодаря усилиям С.-С, состоялось первое Всерос. эстрадное совещание в Кремле.
На протяжении всей жизни С.-С. собирал уникальную библио^ку (20 000 экземпляров переданы Библиотеке им. Ленина), в нее входили прижизненные издания А. Пушкина и все, что при жизни о нем было написано; поэтические сборники от В. Тредиаковского до Демьяна Бедного и В. Маяковского, комплекты «Колокола» и «Полярной звезды», книги, запрещенные цензурой, начиная от «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева, литературные альманахи, в том числе сборники эстрадных куплетов. Публиковал ряд статей и книг. Написал предисловие к книге Е. Кузнецова «Из прошлого русской эстрады».
Соч.: Книжная лавка Смирдина; Рассказы о книгах. М., 1959; Рассказы о прижизненных изданиях А. С. Пушкина. М., 1962; Русские литературные альманахи и сборники XVIII-XIX веков. М., 1965; Моя библиотека. М., 1965; Сорок пять лет на эстраде: Фельетоны, статьи, выступления / Сост. С. П. Близниковская. М., 1976.
Лит.: Недоброво Вл. Н. П. Смирнов-Сокольский. М.; Л., 1927; Дмитриев  Ю. Николай Смирнов-Сокольский // Ежегодник Ин-та истории искусств. М, 1958: Золотниц-кийД. Разговоры Смирнова-Сокольского ,// Мастера эстрады. Л., 1964.
Ю. А. Дмитриев


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100