В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Тарапунька и Штепсель

Тарапунька и Штепсель
Тимошенко Юрий (Георгий) Трофимович (02.06.1919, Полтава- декабрь 1986, Киев) и Березин Ефим Иосифович (род. 11.11.1919, Одесса)- дуэт сатириков. Нар. артисты УССР (1960). В школьные годы оба участвовали в самодеятельности. Окончили в 1941 Киевский театральный ин-т. Стали организаторами и участниками студенческого спектакля, в котором впервые (ноябрь 1940) появился милиционер — Т. Его сочная реплика «Давайте не будем» дала название студенческому обозрению, имевшему успех и показанному на многих площадках. Маска театрального осветителя родилась у Березина несколько позднее, весной 1941, когда ставшие популярными юные выпускники уже вели в Киеве большие концерты профессиональных артистов.
В 1941-1945 Т. и Б., участники Великой Отечественной войны, начали выступать в армейской самодеятельности, затем в профессиональном военном ансамбле песни и пляски — вели программу в образах банщика Мочалкина (Т.) и повара Галкина (Б.). Летом 1942 впервые выступили с этими персонажами в Москве в Концертном зале им. Чайковского, где проходили Дни Украины. Демобилизовавшись, вернулись к довоенным маскам: Т. играл роль сельского милиционера Тарапуньки (имя от небольшой речки вблизи Полтавы), Б. — театрального осветителя по прозвищу Штепсель. В 1946 приняли участие во II Всес. конкурсе артистов эстрады, стали лауреатами первой премии. Выступали в качестве конферансье в самом престижном тогда в Москве эстрадном театре «Эрмитаж». Автором их интермедий стал опытный эстрадный драматург Павел Григорьевич Григорьев (ему принадлежит одна из первых песен, муз. С. Покрасса «Белая армия, черный барон»). В конферансных интермедиях Т. изображал, казалось, простоватого парня, но острого на язык, ироничного, умеющего за себя постоять. Разговаривал он на украинском языке. Персонаж  Б., поработав в театре, был уверен в своем превосходстве над участником худож. само-деят., милиционером, старался его поучать. Тарапунька отвечал ему колко, неожиданно, остроумно, сбивал спесь. Интермедии часто имели злободневный, сатирический характер. Артисты использовали импровизацию, эксцентрику, буффонаду, гротеск. Естественно возникающее двуязычие стало дополнительным художественным приемом, вносило особый национальный колорит.
Однако маски милиционера и театрального осветителя ограничивали репертуар. В 1949 артисты от них отказались, стали выступать в обычных пиджачных костюмах. Стремились разнообразить характеры своих персонажей, сохраняя при этом привычное распределение функций: Рыжий и Белый, комик и резонер. Сотрудничая с авторами В. Бахновым и Я. Костюковским, создавали театрализованный конферанс, центром которого становились острые сатирические сценки-фельетоны «Кум из Репетилова», «Кампания», «Дорогой подарок» и др. Программы завершались веселыми буффонадными интермедиями. Стремились к жанровому разнообразию конферансных «прокладок», использовали лубок, шутливые песенки, театр теней, кинокадры, куплет, эксцентрический
танец и др. Интермедии и сценки Т. и Б. становились центром концертных программ, отвлекали внимание зрителей от выступлений объявляемых дуэтом конферансье артистов. В 1960 Т. и Б. впервые обратились к жанру эстрадного ревю, приготовив для моек, гастролей программу «Везли эстраду на декаду». Она стала как бы промежуточным звеном между конферансом и эстрадным театром, который они создают в содружестве с драматургами Р. Виккерсом и А. Каневским. В театрализованных программах «Смеханический концерт», 1967; «От и до», 1971; «Беспокойтесь, пожалуйста», 1976 (с участием певицы Юлии Пашковской), предстает обширная галерея персонажей, характеры которых трудно вписываются в жанровые рамки амплуа комика и резонера. Благодаря таланту, трудоспособности, особому народному складу юмора в течение сорока лет пользовались успехом и непреходящей популярностью. Гастролировали по всему Советскому Союзу, выступали в Польше, Шотландии, на фестивале юмора в Габрове. Снимались в кино: «Тарапунька и Штепсель под облаками», 1954; «Штепсель женит Тарапуньку», 1958; полнометражный к/ф «Веселые звезды», 1954 (реж. В. Строева). Т. снялся также в роли Кости в к/ф «Падение Берлина», 1946. Участвовали во многих ТВ передачах- «Голубых огоньках» и др.
После смерти Т. объединяться с другим партнером Б. не стал.
В начале 90-х гг. уехал в Израиль.
Лит.: Ардов  В. Здоровеньки булы! // Искусство эстрады. М., 1964. Вып. 4. С. 48-51; Бейлин  А. Воображаемый концерт. Л., 1971. С. 135-137; Виккерс  Р. Юрий Тимошенко и Ефим Березин. М., 1982.
Ю. А. Дмитриев


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100