В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Таривердиев М. Л.

Таривердиев Микаэл Леонович (15.08. 1931, Тбилиси- 25.07.1996, Сочи)- композитор. Нар. арт. РСФСР (1986). Лауреат премии Ленинского комсомола (1977). Лауреат Гос. премии (1977). Учился в музыкальной школе-десятилетке при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, в музыкальном уч-ще по классу композиции профессора Ш. Мшевелидзе. С 1953 в Москве, в 1957 окончил Музыкально-педагогический ин-т-им. Гнесиных по классу композиции А. Хачатуряна. В музыке к к/ф-«Человек за бортом» (1956) прозвучала песня «Бывает так» (ел. Б. Гайковича) в исполнении студентки ВГИК  Л. Гурченко. Песня перешла на эстраду. Любовь к высокой поэзии, тонкое чувство поэтического слова сказываются уже в первых работах Т. Одновременно со «Знакомой песенкой», «Золотыми сумерками», «Песенкой по телефону» (все на ст. В.Орлова, 1957), «Садовым кольцом», 1960 (ст. С. Гребенникова и Н. Добронравова), еще близкими традиционной эстрадной лирике, появляются вокальные циклы «Акварели», 1957 (на ст. средневековых японских поэтов), на ранние ст. В. Маяковского, 1958, романсы на ст. Л. Мартынова, 1962, Е. Винокурова, 1964. Возникает некий «гибридный» жанр «камерной эстрады»: песня, к которой продолжает обращаться Т., приобретает интонационную усложненность, психологизм, развитость формы. Усиливается декламационное начало. Одной из первых стилистически новых песен стала песня-речитатив на ст. С. Кирсанова «Твои глаза», 1959. Свои находки в области камерной вокальной музыки Т. привносит и в киномузыку, которая, в свою очередь, взаимодействует с его песней. Песнями-речитативами, песнями-монологами стали «Я такЪе дерево», «Дельфины» и другие на ст. Г. Поженяна (в к/ф «Прощай», 1963, их исполнял сам автор в сопровождении фортепиано и небольшого инструментального ансамбля). Они надолго вошли в эстрадный репертуар Е. Кам-буровой. Музыкальный ряд усложняется. В фильм «Мой младший брат» пришли «бахиз-мы» (в музыкальную ткань вошла органная «Токката» Баха), элементы барочного речитатива, пение-говор. Реминисценции романтического стиля возникают в одной из самых популярных песен Т. «Музыка» (ст. Орлова, 1966), где слышатся интонации фортепианных произведений Ф. Шопена.
Удачи ожидали композитора и в области телемузыки. В ТВ фильмах «Семнадцать мгновений весны», 1972; «Ирония судьбы, или с легким паром!», 1974; «Ольга Сергеевна», 1975; «Адам женится на Еве», 1980, Т. широко и многообразно использовал ритм и интонации русского причета, скрещенного с приемами инструментальной классики, интонации советской массовой песни 20-30-х гг., старинных романсов, современной западной музыки, театральных зонгов. В ТВ сериале «Семнадцать мгновений весны» эту разнородную музыку скрепил
двумя песнями: «Мгновение», «Песня о далекой Родине» (обе на ,ст. Р. Рождественского в проникновенном .исполнении И. Кобзона). В фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» зазвучали песни и романсы на стихи Б. Ахмадулиной, М. Цветаевой, Б. Пастернака, В. Киршона, М. Львовского в* исполнении С. Никитина и А. Пугачевой. Эти и другие песни Т. «Ты уходишь как поезд», 1966; .«Со мною что-то происходит» (обе на ст. Е. Евтушето), 1974; «Не исчезай», 1975; «Не возвращайтесь к былым возлюбленным», 1977 (обе на ст. А. Вознесенского), «Никого не будет в доме» на ст. Б. Пастернака вошли в репертуар многих певцов.
Композитор работает и в области музыкального театра; также симфонических произведений: концерт для скрипки с оркестром, 1982; для органа «Кассандра», 1986; «Чернобыль», 1988 и др.
И еще одна грань творчества Т. — работа с исполнителями. Стремится преодолеть трафареты, максимально раскрыть индивидуальность. Неутомимо, настойчиво работал с Кам-буровой (песни на ст. Э. Хемингуэя, Поженяна), молодой Пугачевой («Ирония судьбы»), Кобзоном («Семнадцать мгновений весны»), Гюлли Чохели (в ее исполнении «Музыка» отмечена первой премией в Сопоте), дуэтом Г. Бесединой и С. Тараненко, вокальным трио «Меридиан» (засл. арт. РФ Надежда Лукашевич. Владимир Ситников, Николай Сметанин). В течение ряда лет руководил ТВ конкурсом «Молодые голоса», передачей «Алло, мы ищем таланты!»
Лит.: Вартанов  А. Песня и стиль // СЭЦ. 1966. № 3; Васина-Гроссман В. О песнях Микаэла Таривердиева // Мастера советской песни. М., 1977: Таривердиев  М. Из беседы с композитором // Муз. жизнь. 1978. № 18. С. 13; Цукер А. Микаэл Таривердиев. М., 1985; Рязанов  Э. Неподведенные итоги, М.. 1986.
Л. К. Бубенникова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100