В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Тиме Е. И.

Тиме Елизавета Ивановна (05/17.09.1884, С.-Петербург- 08.02.1968, Ленинград)- актриса драм, театра, эстрады, оперетты. Нар. арт. РСФСР (1957). Окончила Высшие женские (Бестужевские) курсы по историко-филологическому отделению (1904), Драматические курсы Петерб. театрального уч-ща (1908), училась в Петерб. консерватории по классу пения (1903-1906). С 1908 до конца жизни- в труппе Александрийского театра (Академический театр драмы им. А. Пушкина). Обладала блестящими сценическими данными — красотой, прекрасной фигурой, сильным низкого тембра голосом. «Разносторонняя актриса большого диапазона, но еще более разносторонний человек. Пытливый ум, нервно напряженная воля с мужской логикой делают ее сценическое лицо оригинальным», — писал о Т. Н. Ходотов (Близкое — далекое. Л., 1962. С? 272). Все это не мешало ее обольстительной женственности.
Этапные роли поры ее сценического расцвета: Маша в толстовском.«-Живом трупе», где артистка овладела искусством цыганского пения (1911); Лариса в «Бесприданнице» А. Островского (1915); баронесса Штраль в поставленном Вс. Мейерхольдом лермонтовском «Маскараде» (1917). Однако сценический темперамент, мастерство не только драматической актрисы, но и певицы, да к тому же дарование характерной танцовщицы побудили артистку выйти за рамки императорского театра и одновременно отдавать свои силы оперетте, водевилю, а затем и эстраде. Т. с блеском исполнила заглавные роли в опереттах «Прекрасная Елена» и «Сильва»: «Ее драматическое мастерство помогало актерам преодолевать мертвые штампы опереточного жанра», — вспоминал ее партнер Л. Утесов (Спасибо, сердце! М., 1976. С. 167).
В 10-е гг. Т. обратилась к входившей в моду мелодекламации, подготовила концертные номера с пианистом-аккомпаниатором Е. Вильбушеви-чем (стихотворения в прозе И. Тургенева, стихи А. Блока, К. Бальмонта и др.). В 1919 начала преподавать хоровую мелодекламацию в только что открывшемся в Петрограде Ин-те живого слова. Выступала и в театрах миниатюр, где исполняла специально подготовленные номера. Первым из них был номер «Бродячие музыканты» (1915)- квартетный пародийный номер с партнерами, где Т. в порванной юбке и стоптанных башмаках уныло тянула известную песенку «Маруся отравилась». В «Аквариуме» и театре «Буфф» исполняла в концертах пародии на немецкие шансонетки. С эстрадными номерами постоянно участвовала в различных благотворительных вечерах, капустниках.
Главным номером Т. на эстраде 20-х гг. стали «Четыре тура вальса» (текст В. Азова). Некая дама, приехав на бал, танцует по очереди с четырьмя разными кавалерами: поклонником — неуклюжим пентюхом, артиллерийским поручиком — пошляком, со своим возлюбленным и, наконец, с мужем. Этих персонажей на сцене, разумеется, не было. Диалог велся с воображаемыми партнерами и раскрывался характер каждого из кавалеров. Номер прожил долгую сценическую жизнь, в течение которой менялось и отношение исполнительницы к своим персонажам: от беззаботно-кокетливого — к ироничному и сатирическому. В годы Великой Отечественной войны Т. выступала в сценах и скетчах, где ее партнерами были Л. Утесов и др.
С 1928 работала также в жанре художественного слова. Основные литературные вечера: «Анна Каренина» по Л. Толстому (1928), в 1930-х гг. — вечер французской реалистической прозы (Флобер, Золя, Мопассан, Роллан), «Пышка» Мопассана (1940), «Хождение по мукам» А. Толстого (1947). Все с режиссером Е. Гардт. Две последние работы вошли в золотой фонд петерб. радио и выпущены фирмой «Мелодия».
Профессор Ленингр. театрального ин-та (с 1951). В конце жизни много сил отдавала чтецкой режиссуре, работая с артистами М. За-бупис, М. Раковой, И. Домбеком.
Соч.: Дороги искусства. 2 изд. М.; Л.. 1962; 1967.
Лит.: Верховский  Н. Ю. Е.И.Тиме. Л., 1951; Алян-ский Ю. Объяснение в любви // Театральные легенды. М., 1973; Уникальная машинописная хроника жизни и творчества артистки за полстолетия (1908-1958), с ил., в 6-ти т., хранится в рукописном отделе Петерб. музея театрального и музыкального искусства и в Центр. Гос. архиве лит. и искусства СПб.; Алянский  Ю. Блестящая современница // Вылетаю на крыльях любви. СПб., 2000.
Ю. А. Алянский


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100