В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Токарев В. А.

Токарев Валерий Абрамович (род. 02.07. 1922, Москва) — мастер художественного слова, драматический актер. Нар. арт. РСФСР (1994). Окончил физический фак-т Моск. унта (1945) и театральную студию Ю. Завадского (1948). Одновременно с 1944 был артистом Театра им. Моссовета. С 1953 — артист Моск. филармонии.
Первая работа на эстраде — повесть А. Бека «Волоколамское шоссе» (1947). Многому научился у реж. В. Морица, с которым создал двенадцать сольных программ по произведениям Маяковского, Чехова, Л. Толстого, Мицкевича, Гейне, Ильфа и Петрова и др. Вообще репертуар Т. по обширности и богатству материала уникален. С -конца 40-х гг. он создал более 60 программ и 14 литер.-муз. композиций с оркестром. Известность пришла к артисту в 1954 после исполнения «Бани» Маяковского. Композиция начиналась с «записки из зала» к автору пьесы, что придавало особую публицистическую остроту действию и вводило в атмосферу времени. В сатирических образах Т. демонстрировал мастерство эстрадного перевоплощения, а текст изобретателя Чудакова обращал в зал к зрителю 50-х гг., как бы из прошлого в будущее. Прямое обращение в зал Т. допускал и на вечерах сатиры, где исполнялись фрагменты «Мертвых душ» и «Невского проспекта» Н. Гоголя, сцены из «Бани» и рассказы И. Ильфа и Е. Петрова.
В 50-60-е гг. Т. создает самые разнообразные по стилю и содержанию программы: «Сонеты любви и свободы» (1955) по произведениям Шекспира, Пушкина, Данте, Гейне, Петрарки и др., более 70 сонетов. Причем некоторые читались на языке оригинала. Рядом с этим — композиции по документальной прозе: «Сергей Королев» (по произведению М. Галлая «С человеком на борту»); «Мысли и сердце» по повести Н. Амосова «Два дня из жизни хирурга» (1967). В 1968 к 100-летию со дня рождения М. Горького были прочитаны его «Литературные портреты» (Л. Толстой, Чехов, Блок, Есенин, Ленин). И в этом же году- программа, совершенно противоположная по стилю и содержанию: «Дон Жуан дает объяснения». Образ Дон Жуана представал в различных вариантах из произведений Мольера, Байрона, Пушкина, Шоу. В 1973 была создана интереснейшая композиция «Три великих флорентийца» (Данте, Петрарка, Боккаччо). Широта охвата произведений мировой классики определила необходимость внести элемент просветительства. На концертах для широкой публики Т., артист высокой культуры, рассказывал об эпохе и жизни поэтов, обращаясь в зрительный зал, отвечал на записки. Так на его литературных вечерах возникало новое качество — встреча с интересным собеседником. Образы великих поэтов рисовались разными красками: строгая, сдержанная манера чтения Данте и более светлая, легкая тональность для стихов Петрарки. Третья часть — Боккаччо — состояла из новелл «Декамерона» и была наиболее театральной. Здесь доминировали ирония, юмор и сатира, местами переходящие в лирику и драму. Т. любил создавать литер.-муз. программы с участием симфонического оркестра. Так возникли: «Манф-ред» (Байрон — Чайковский), «Эгмонт» (1ете — Бетховен), «Гамлет» (Шекспир — Шостакович), «Маскарад» (Лермонтов — Хачатурян), «Дон Жуан» (Ленау — Р. Штраус); трагическая поэма композитора В. Юровского по «Отелло» Шекспира. В 1976 Т. прочитал с эстрады роман Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол» (реж. И. Н. Теплых). В его исполнении очень ярко прозвучали рассказы И. Бабеля. В 1980 создает программу «Борис Пастернак. Лирика и переводы». В нее входил евангельский цикл стихов из романа «Доктор Живаго». Пастернака  Т. не переставал читать в дни гонений на поэта. Артист огромной трудоспособности за восемь сезонов с 1994 по 2002 г. выпустил 18 премьер. Среди литер.-муз. моноспектаклей Т.: «Маскарад» и «Пер Гюнт» в музыкальном со-провожд. Н. Гаврилова; «Любовь-мелодия», в кот. для каждого поэта звучала особая, «его» музыка (Петрарка — Лист, фрагменты из «Ромео и Джульетты» — Прокофьев, лирика Пастернака- Скрябин). В программе «Бетховен. Письма и сонаты» судьба и облик великого композитора представали и в чтении его писем, и в его музыке. Концерт поэзии Мицкевича шел под муз. Шопена. В 1997 Т. выпускает три программы о Москве (к 850-летию столицы). В 1999 к 200-летию Пушкина- семь пушкинских программ: «Лирика», «Борис Годунов», «Воспетые Пушкиным» (лирические стихи и их адресаты); «Пушкин и Мицкевич»; «Пушкин и Моцарт» (фрагменты из «Каменного гостя» и «Моцарта и Сальери»); «Три сонета Пушкина»; «Пушкин в Москве». Концерты проводились в творческих домах и музеях, в школах. Т. был награжден специальной Пушкинской медалью. В 2001 артист читает «Русские сонеты», куда входят стихи поэтов «Серебряного века»: Блока, Брюсова, Ахматовой, Бунина, Волошина, Гумилева, Северянина, Бальмонта. В 2002 был сделан моноспектакль «Власть на крови». В него вошли фрагменты из трилогии А. К. Толстого и пушкинского «Бориса Годунова». Токарев остается верен себе, своему стремлению к крупномасштабным формам, романтическому и лирико-философскому осмыслению действительности.
Соч.: Заметки о режиссерской работе В. Э. Морица // Искусство звучащего слова. М. 1970. Вып. 7. С. 26-53.
Лит.: Смирнова  Н. Горьковское слово о Ленине // СЭЦ. 1969. № 5. С. 2-3; Линецкая  М. Валерий Токарев // Мастера художественного слова. М., 1983; ДубноваЕ. Об искусстве художественного слова. М., 1986. С. 56-59.
Е. Я. Дубнова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100