В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Троицкий П. И.

Троицкий Павел Иванович (1891(?) -22.02.1964, Париж) — куплетист, актер театра. После успешных выступлений в московском «Яре» его имя появляется на афише Театра Валентины Лин в Петрограде (1914). Т. становится популярной фигурой,. куплетистом со своим оригинальным лицом. Его образ озорника, циника и фрондера нашел в Петрограде значительное число почитателей. В куплетах Т. было много неприкрытого презрения к буржуа, к купающимся в роскоши аристократам. Артист сам себе аккомпанировал на гитаре. Выступал в петроградских театрах миниатюр, но особенно часто пел свои куплеты в дивертисментах, которые показывались публике в городских кинематографах. В 1918 на пути в эмиграцию Т. работал в Киеве (в варьете и театрах миниатюр) на положении «любимчика публики», талантливого экспромтиста. Его стихотворные монологи и куплеты, насыщенные злобой дня (куплеты «Когда дела плохи, то вывеску меняют» и другие), высмеивали трескучий пафос многочисленных ораторов, демагогию пустых обещаний. В 1920 вместе с потоком русской эмиграции оказался в Турции, затем через страны Восточной Европы в 1924 во Франции. «Прекрасный товарищ, весельчак,
забубённая головушка», — писал Ю. Морфесси осовместных эмигрантских странствованиях по Румынии, упоминая общительность Т., его беспрерывные шутки и розыгрыши. Весной 1925 в Париже прошел его первый юмористический вечер. Артист сразу же стал любимцем эмигрантской публики, напоминая ей о былых днях. В его куплетах, анекдотах, сценках было немало тем, связанных с жизнью и бытом Петрограда. На протяжении многих лет Т. оставался для русской эмиграции незаменимым остряком. В годы Второй мировой войны (1943) показывал сатирические номера, проводил вечера юмора; работал в Театре без занавеса (1943-1944), продолжал участвовать в дивертисментах, конферировал, пел куплеты, выступал в качестве артиста оперетты (оперетта А. Загорского «Мексиканская дуэль»), играл в миниатюрах (пьеса А. Аверченко «Старики»). Одновременно выступал и в Русском драматическом театре под руководством Ксении Питоевой (1943). После окончания войны Т. играл в Русском театре миниатюр (1948), в частности, в сатирических скетчах Н. Евреинова («Школа этуалей», «Степик и Манюрочка», «Муж, жена и любовник», «Конец в начале»). В эмигрантском Париже утверждается традиция устраивать ежегодные вечера Т., на которых он выступал со своими шутками и пародиями. Иногда молодые артисты, которым Т. старался помогать, играли его собственные миниатюры (1951 — шутку «Добились»), принимали участие в совместных с ним вечерах. Часто выступал в благотворительных концертах (в пользу Русского детского дома в Монжероне, пансионеров Инвалидного дома в Монморанси и др.). Т. выступил со своим старым репертуаром — рассказывал анекдоты, разыгрывал юмористические сценки, пел под гитару куплеты. В эти же годы (1955-1957) Т. участвовал в ряде вечеров русского театра, посвященных творчеству А. Чехова, Л. Толстого. Его эстрадные выступления в последние годы проходили под аккомпанемент аккордеониста Л. Волкова, замечательного исполнителя попурри русских песен и цыганских романсов. В 1957 с особой торжественностью было устроено чествование Т. под названием «Мне есть, о чем поговорить, а вам — подумать». В юморе Т. давно уже поселилась печаль, а на этом вечере она была особенно ощутима. Под влиянием своего аккомпаниатора Волкова  Т. также стал петь цыганский репертуар (1959-1960). Выступал на эстраде практически до конца своих дней и был одним из немногих куплетистов, начинавших в Петрограде до революции, кто не растерял юмора и оптимизма. Сохранил свой высокий профессионализм и пронес его вплоть до середины XX столетия. В 1962 Т. поселился в Русском доме Толстовского фонда, но, даже будучи больным, участвовал в Каннах в вечере поэзии Пушкина и Лермонтова, а чуть позже в Ницце в Пушкинском вечере, исполнив с партнером М. Ива-щенко сцены из «Бориса Годунова». Это было последнее выступление артиста, которого так любил эмигрантский Дариж.
Лит.: Русское зарубежье. Хроника научной, культурной и общественной жизни. 1940-1975. Франция. Париж-Москва, 2000.
А. А. Лопатин


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100