В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Троицкий Театр

Троицкий Театр в Петербурге (Троицкая ул., 18) — театр миниатюр. Открылся 17 нояб. 1911. Владелец, А. Фокин, основал его по образцу мюнхенского Интимного театра и в интервью перед открытием обещал, что новое зрелищное предприятие «…будет служить приятным местом для отдыха, легкого смеха — словом, веселым уголком… По типу наш театр представит западноевропейское кабаре в лучшем понимании этого слова». Как оповещали анонсы, репертуар охватывал «…все виды театральных зрелищ, как-то: комедию, сатиру, оперу, балет, шарж, художественную карикатуру, мимо-сцены, монолог, а также номера кинематографа, снятые с важнейших событий жизни». Два (а в праздники- три) одинаковых сеанса давались по доступным ценам, места были не нумерованы, разрешалось входить и выходить во время действия, снимать верхнее платье было не обязательно: ставку делали на широкую «прохожую публику» с улицы. Для открытия шли ранняя опера Моцарта «Бастьен и Бастьенна», комедия А. Аверченко «Три вора» с участием К. Шбшмана, стилизованная под архаику пьеска Ю. Беляева «Старый Петергоф», «босоножка» А. Корвин танцевала в «Наяде» на музыку В. Ребикова, демонстрировалась кинолента о похождениях какого-то Митюхи в Москве. «Сцена- как нарядная игрушка, декорации красочные, стиля модерн, ласкающие глаз… Дешево и демократично», — гласила одна из первых рецензий. Кино вскоре выпало из репертуара Т. Т., прочие жанры процветали.
В разное время исполнялись «Жеманницы» Мольера, старые русские водевили, шутки и инсценированные рассказы А. Чехова (даже опера «Хирургия» на его сюжет), одноактные оперетты Ш. Лекока, Ж. Оффенбаха, одноактные же комедии Э. Ростана, Г. Бара и др. Подмостков Т. Т. близко коснулись веяния «Серебряного века». 15 марта 1913 быйа поставлена и прошла свыше 30 раз пьеса в стихах Н. Гумилева «Дон Жуан в Египте» (Дон Жуан — П. Андреев-Трельский, Лепорелло — Е. Крюков, американец — Е. Мирович, его дочь- С. Туровская). 10 нояб. 1914 была показана сатира А. Куприна «Лейтенант фон Плашке» и с ней сценка М. Салтыкова-Щедрина «Мальчик в штанах и мальчик без штанов», которую бранили за недостаток патриотизма. Репертуарными авторами Т. Т. сделались Л. Андреев («Дурак», 1914; «Кающийся», 1915 и др.), О. Дымов (в его «Болтуне» бессловесную заглавную роль виртуозно играл Шбшман), А. Аверченко, С. Ауслендер, Н. Григорьев-Истомин, «кривозеркалец» Б. Гейер и др. Иногда автор сам ставил свою пьесу. Состав труппы был текуч. Появлялись и исчезали актрисы М. Ливанская, А. Перегонец, актеры Ф. Курихин, В. Освецимский, В. Топорков, В. Фокин (старший брат Директора театра, известный тогда гротескный комик фарса; младшим был хореограф М. Фокин), танцовщицы А. Александрова и участница дягилевских сезонов Л. Гулюк с мужем Н. Ивановским, эстрадная певица М. Матвеева, различные гастролеры. Постоянным балетмейстером труппы была бывшая танцовщица Мари-инской сй,ены К. Куличевская. В 1914-1917 спектакли оформляли Молодые художники-модернисты И. Школьник, Я. Турецкий, М. Бобышов.
Наименее устойчивой силой ТТ., к тому же не всегда близкой специфике жанра, была режиссура. Она сменялась из сезона в сезон: в 1911-1912 режиссировал А. Долинов из Александрийского театра (в 1923 в Вене он вернулся к миниатюрам и возглавил театр-кабаре «Золотой петушок»); в 1912-1914- Б. Неволин (он только что покинул Литейный театр миниатюр и еще собирался основать свой Интимный театр на Крюковом канале, 12); в 1914-1915- С. Надеждин; в 1915-1916 — возвратившийся из Болгарии П. Ивановский (в 1909-1910 он был ответственным режиссером Литейного театра при гл. реж. В. Казанском); наконец, в 1916-1917- В. Раппапорт.
С 1913 Раппапорт выступал здесь активно действующим лицом. Он написал и поставил несколько коротких комедий. Сенсационный успех имела сочиненная им в соавторстве с Надеждиным «фантастическая опера с превращениями, провалами и апофеозами» «Иванов Павел» (премьера- 20 апр. 1915). Гимназисту-неучу Павлику, оставленному в третьем классе на третий год, виделись страшные сны, являлись кошмары: Математика, История, предательница Шпаргалка; «провалы» на экзаменах сопутствовали, герою много чаще, нежели «апофеозы». Близкая к злободневному ревю, эта вещица больше всего выразила тягу Т. Т. к эстрадной зрелищности. Многие песенки и куплеты «оперы», положенные на популярные мелодии, вошли в бытовой обиход («Пифагоровы штаны / Во все стороны равны…»; «Кто не знает буквы ять, буквы ятьг / Где и как ее писать…» и т.п.). Уже 10 июня 1915 «опера» шла в 100-й раз, 1 окт. — в 200-й. Роль Павлика бессменно исполнял Я. Завалов. Иногда Раппапорт дирижировал своей «оперой». Он и в самом деле был причастен к этому виду искусства, опубликовал о нем немало статей, с 1920 был режиссером, а в 1922-1928 гл. реж. оперы бывшего Мариинского театра. Публика ломилась на представления «Иванова Павла». В июне 1915 фельетонист Н. Шебуев шутил: «Троицкий театр переживает трагические дни. Никак не . может закрыться… Директор со слезами на глазах жалуется: — Что же я с нею сделаю?.. — С кем? — G публикой… Осаждает!..- Смахнул слезу». Сезон закрылся 1 июля 148-м представлением «оперы». «Опера» не сходила с афиши, пока Т. Т. оставался театром миниатюр.
Он существовал таким до июля 1917, когда предусмотрительный владелец уступил его режиссеру К. Марджанову. Тот ставил здесь, наряду с одноактными, полнометражные пьесы; но публика с непривычки на них не пошла, и к февр. 1918 театр прогорел. Попытки других антрепренеров возродить в этих стенах театр миниатюр или хотя бы кинематограф с дивертисментом («Баба-Яга») не приносили успеха.
Лит.: Слухи и вести // Театр и искусство. 1911. № 32. С. 599; Зеон [Олькин 3. Л.], П. Ю.[Соляный П. М.] Театр «Миниатюр» // Там же. 1911. № 48, 27 нояб. С. 923-924; Чудовский  В. Петербургские театры // Аполлон. 1914. № 5. С. 51-53; Шебуев  Н. Впечатления // Обозрение театров. 1915. № 2799-2800. 28-29 июня. С. 8; Пятилетие Троицкого театра // Там же. 1916. № 3283. 19 нояб. С. 14.
Справ.: Петровская  И. Театр и зритель российских столиц, 1895-1917. Л., 1990. С. 102; Петровская  И., Сомина  В. Театральный Петербург. Начало XVIII в. — октябрь 1917 года: Обозрение-путеводитель. СПб., 1994. С. 333-335.
Д. И. Золотницкий


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100