В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Тэффи

Тэффи (Бучинская, урожд. Лохвицкая Надежда Александровна) (21.05.1872, С.-Петербург- 06.10.1952, Париж) — прозаик, драматург, поэт. Дочь крупного адвоката, профессора права А. Лохвицкого. Литературную известность приобрела и ее старшая сестра, рано умершая Мирра (Мария) Лохвицкая (1869-1905): С юных лет Т. увлекалась литературой, писала стихи, в том числе сатирические; любила рисовать ка-’ рикатуры. Дебютировала в еженедельнике «Север» со стихотворением «Мне снился сон безумный и прекрасный», 1901. Наряду со стихами начала писать фельетоны, с 1904 сотрудничала в столичной газете «Биржевые ведомости». В годы первой русской революции отдала дань политике: злободневные стихотворения «Пчелка», «Патроны и Патрон», очерк «18 октября» и другие были опубликованы в газете «Новая жизнь», 1905, в редакции которой наряду с писателями М. Горьким, Л. Андреевым и другими участвовали В. Ленин, А. Луначарский и другие социал-демократы. Однако увлечение политикой было недолгим. Очерки, юмористические рассказы, миниатюры Т. печатаются в сатирических журналах: «Сигнале», «Красном Смехе»; также в «Ниве» (ежемесячное приложение за 1905 опубликовало ее первые два рассказа), «Театр России», «Солнце России» и др. С 1908 постоянный автор «Сатирикона» (1913, «Нового Сатирикона»). В 1910 выходит поэтический сборник Т. — «Семь огней» и два тома «Юмористических рассказов», в последующие годы сборники рассказов «И стало так…», 1912; «Карусель», 1913; «Дым без огня», 1914; «Ничего подобного», 1915; «Неживой зверь», 1916. В них запечатлены сотни персонажей с их повседневными мелкими волнениями, радостями и горестями. Незначительное заострение узнаваемой бытовой ситуации, оттеняющее нелепость общепринятого, создает комический эффект. Первому сборнику предпослан эпиграф из «Этики» Спинозы: «…Ибо смех есть радость, а посему сам по себе- благо»; предисловием ко 2-му служит грустная миниатюра «Человекообразные» — о принявших человеческий облик «членистоногих», не знающих любви, не понимающих смеха, окрестивших его пошлостью. Одним из главных врагов человечества Т. видит дурака- «зародыша конца мира». Рассказ «Дураки», 1916- серьезное размышление о природе глупости, о разных категориях дураков, способных к мимикрии. Миниатюры  Т., запечатлевшие различные типы обывателей с их глупостью, мелочностью, ложью, притворством, все сильнее окрашиваются горькой, в иных случаях ядовитой иронией, грустью, даже трагизмом (рассказ «Явдоха», 1914). Трагические мотивы звучат в ее стихах, в сборнике рассказов «Неживой зверь»: в нем много невеселого- предупреждает
в предисловии автор, опасаясь, как бы ищущие смеха читатели «не растерзали» ее. Складывается особый стиль Т. Уже с начала 10-х гг. она имеет всероссийскую известность. Ее рассказы входят в эстрадный репертуар Е. Корчагиной-Александровской (сценка «Покаянная»), И. Лерского («После турне»), О. Озаровской («Сказка про кобылью голову»); много рассказов Т. исполняла М. Ма-радудина — рассказчица и конферансье. Особые отношения сложились у Т. с театром. Премьера «фантастической шутки» в одном действии «Женский вопрос» на модную тему женского равноправия состоялась в петерб. Малом (Су-воринском) театре в 1907. В 1908 Т. вошла в «совещательный комитет» по созданию кабаре при Театральном клубе, будущего «Кривого зеркала». На открытии наряду с миниатюрой В. Азова «Автора» и др. шла ее комедия «Любовь в веках», где в коротких сценках-диалогах представала эволюция любовных отношений, начиная от древности. С «Кривым зеркалом» Т. сотрудничает и в дальнейшем. В 1911-1912 в театре миниатюр «Мозаика» ставятся «Брошечка», «Выслужился», «Контора Зарен-ко», «Наказанный зверь», «Счастливая любовь», «Тонкая психология», в последующие годы в Литейном и Литейном Интимном и других: «Алмазная пыль», «Четвертое „не“», «Небольшой талант», «Страшный кабачок», «Эволюция дьявола» и др. Опубликованные в авторских с борниках «Восемь миниатюр», 1913; «Миниатюры имонологи», 1915, шли по всей стране. В своем большинстве они рождались на основе юмористических рассказов, строившихся на диалоге, на остроумном сюжетном повороте. В них множество женских персонажей — «безгрешных грешниц», легкомысленных, бездумных, эгоистичных, наивных. Автор смеется над ними, но смех в этих сценических миниатюрах, как правило, не переходит в сатиру. Они привлекают тонкой наблюдательностью автора, изяществом стиля, чувством меры, непринужденностью остроумия.
В 1919 после закрытия «Нового Сатирикона», моек, газеты «Русское слово» В. Дорошевича, с которыми с 1910 постоянно сотрудничала Т., она оказывается в общем потоке русской эмиграции. Об этом «невольном путешествии
через всю Россию» расскажет в «Воспоминаниях». С 1920 в Париже, где продолжает много и плодотворно работать — до 1940 издала 19 сборников рассказов, запечатлевших трудный эмигрантский быт, тоску по России («Рысь», Берлин, 1923; «О нежности», Париж, 1938): книги Т. выходили в Стокгольме, Праге, Белграде, Нью-Йорке, Шанхае и др. Рассказы и фельетоны публикуются в газетах «Последние новости», «Возрождение» (Пдриж), «Новое русское слово» (Нью-Йорк) и др. Доброжелательность, объективность в оценке политических и литературных событий, блестящий ум, горький юмор делают Т. одним из лидеров русской эмиграции. В Париже возглавляет различные клубы и общества (зам. президента Союза русских театральных деятелей и киноработников), несмотря на свою нелюбовь к публичным выступлениям, проводит «вечера помощи» и др. Скетчи Т. (в 1934 издала сборник «Пьесы») ставятся русскими труппами; в 1936 они вошли в репертуар открьшшегося в Париже Русского театра. Но это был успех лишь у узкого крута зрителей. Т. тяжело переживала отсутствие своей широкой публики: «Из всего, чего лишила меня судьба, когда лишила Родины, моя самая большая потеря- Театр» (Ностальгия. Л., 1989. С. 17).
Автор статьи «О том, как надо себя вести в театре» в «Театральной энциклопедии»: «Спутник Сатирикона», театральных фельетонов («Покаянный день» и др.), рецензий. На стихи Т. написаны романсы, песенки («Песня о трех пажах» А. Вертинского и др.).
Соч.: Взамен политики. М.; Л., 1926; Танго смерти. М.; Л., 1927; Парижские рассказы. М., 1927; На чужбине. Л., 1927; Сладкие воспоминания. М.; Л., 1927; Рассказы. М., 1971; Юмористические рассказы. М., 1990.
Лит.: Зощенко  М. Тэффи // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома. Л., 1972; Евстигнеева  Л. А. Противление злу смехом (Чехов и Тэффи) // Чехов и его время. М., 1977; Спиридонова (Евстигнеева) Л. А. Русская сатирическая литература конца XIX — нач. XX в. М., 1977; Нитраур  Э. «Жизнь смеется и плачет…» // Тэффи  Н. А. Ностальгия. Л., 1989; Николае-в Д. Жемчужина русского юмора // Тэффи  Н. А. Юмористические рассказы. М., 1990; Дон-Аминадо. Наша маленькая жизнь. М., 1994. С. 649-654; Казак  В. Лексикон русской литературы XX в. М., 1995.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100