В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Утесов Л. О.

Утесов (Вайсбейн) Леонид Осипович
(21.03.1895, Одесса- 09.03.1982, Москва)- эстрадный артист, певец, создатель теаджаза. Нар. арт. СССР (1965). Вырос в семье мелкого коммерсанта, мечтавшего дать сыну «серьезную» профессию. С раннего детства пел, музицировал (играл на скрипке, балалайке, гитаре). Не окончив коммерческое уч-ще, ушел из дома с передвижным цирком Г. Бороданова (1909), работал на трапеции, кольцах, выступал на раусе. В 1911 в Одессе начал участвовать в полупрофессиональных спектаклях. Театр миниатюр в Кременчуге — первый профессиональный театр У. (1912-1913). За ним последовал ряд аналогичных театров в Одессе, Херсоне, Киеве, 1Ъмеле4 Летом 1917 недолго работал в Москве в ресторане «Эрмитаж» и в театре П. Струйского на Б. Ордынке. Затем снова Одесса, Киев. Играл небольшие роли в маленьких комедиях и опереттах, выступал с сольными номерами — исполнял песенки, куплеты, юмористические рассказы. Создал ряд оригинальных эстрадных номеров: «Впечатления одессита, слушающего Хткина» (1913), «Как в Одессе оркестры играют на свадьбе» (с голосовой имитацией инструментов, 1917), «От Мамонта Дальского до Марии Ленской» (дружеская пародия, 1918), «Одесские новости, или Куплеты Газетчика» (авт. Я. Ядов и М. Ямпольский, 1920). Был дирижером и солистом «Комического хора», состоявшего из опустившихся интеллигентов, «босяков» (1919). Сочный одесский юмор («смех был моей целью»,- скажет он позднее), музыкальность, сценическое обаяние способствовали успеху. В этот первый период, связанный с театрами миниатюр и варьете, сформировался синтетический талант комедийного артиста. В 1920 У. покидает Одессу. В моек. Теревсате играет роли в небольших агитационных пьесах, в политическом обозрении «Путешествие Бульбуса 17-21». На открытии летнего театра сада «Эрмитаж» (1921) показывает вариант одесского Газетчика (среди авторов Н. Эрдман, с которым будет сотрудничать в дальнейшем). Работает в оперетте при ресторане «Славянский базар». С 1922 в Петрограде в «Палас-театре» на амплуа комиков-простаков (Бони в «Сильве», Менелай в «Прекрасной Елене» и др.). Становится премьером «Свободного театра» (1923-1928), где играет драматические роли (Менделя Маранца в инсценировке одноименного романа Д. Фридмана и др.), выступает с сольными номерами — чтением рассказов М. Зощенко, И. Бабеля, «Повести о рыжем Мотеле» И. Уткина (за чтение рассказов Зощенко отмечен премией на I Всес.
конкурсе чтецов, 1933). В 1928-1929 в Ле-нингр. театре сатиры, в роли Андрея Дудки в спектакле «Республика на колесах» Я. Мамонтова впервые исполнил «блатную» городскую песню «С Одесского кичмана», позднее записанную на пластинку. В разное время, а иногда одновременно он был актером драматическим, комическим, опереточным, эстрадным, даже цирковым. Вечер в «-Палас-театре» (1923) «От трагедии до трапеции», выступления в Моск. мюзик-холле (1928) демонстрировали диапазон У. Неистощимая работоспособность, дерзкая жажда творческих экспериментов дополнялись желанием и умением учиться. В этот второй период, работая в столичных театрах, он учился у режиссеров Д. Гутмана, Н. Петрова, С. Радлова, Н. Акимова, выдающихся .партнеров Е. Тиме, К. Яковлева, Е. Корчагиной-Александровской и др. Расширяется его кругозор, растет профессиональное мастерство, формируется вкус. Он получает приглашение на зарубежные гастроли в Прибалтику (театры-варьете Латвии, Эстонии), как турист едет в Германию и Францию. Знакомство с западной музыкальной культурой, с театрами варьете подсказывает идею создания джаз-оркестра, который помог бы слить воедино два его пристрастия- театр и музыку. Премьера «Теаджаза» 8 марта 1929 в Малом оперном театре Ленинграда определила дальнейшую творческую жизнь У. В веселых музыкальных спектаклях-обозрениях теаджаза были сплавлены сатира, юмор, пародия, лирика, цирковая эксцентрика. У. сыграл в них множество ролей. Премьеры следовали ежегодно: «Если бы не война, мы постепенно превратились бы в театр»,- напишет У. (Спасибо, сердце! М., 1976. С. 316). Успех «Музыкального магазина» (реж. А. Арнольд, муз. И. Дунаевского) подал идею создания музыкальной кинокомедии «Веселые ребята» (1934), в которой У. сыграл главную роль. С его голоса «Марш веселых ребят», «Сердце…» запела вся страна. Наряду с музыкальными спектаклями в репертуаре теаджаза появляются концертные программы: «Песни моей Родины», 1937; «Два корабля», 1938; «Десять лет джаза», 1939. Многие песни с помощью света, костюмов, деталей оформления, мизансцен находили сценическое решение. Их исполнял актер, способный легко, органично переходить от шутки, пародии, сатиры к лирике, романтике, героике. После записи на пластинку «Кичмана», «Гоп со смыком», «У окошка» (обработка популярной «Мурки») У. исполняет песни, посвященные
гражданской войне, живым свидетелем и участником которой он был. «Каховка» Дунаевского — М. Светлова, «Полюшко-поле» Л. Книпцера — В: Гусева, «Партизан Железняк» М. Блантера- М. Голодного, «Тачанка» К. Листова — М. Рудермана и другие приобретали несвойственный им личностный характер, окрашивались романтикой бабелев-ских рассказов. Известные песни «Два друга» С. Германова — Гусева, «Лейся, песня» В. Пушко-ва — А. Апсолона, французская «Все хорошо, прекрасная маркиза» на ст. А. Безыменского наряду с обработанными для джаза народными песнями- грузинской «Сулико», белорусской «Будьте здоровы» — вносили в утесовские программы лирику, шутку. Жизнерадостность, демократизм, праздничность сделали У. своего рода символом 30-х гг.
В годы войны У. вместе с оркестром много концертирует на фронте и в тылу. Он создает «песенную летопись» Отечественной войны, запечатлев в ней горечь отступлений и радость побед: «Одессит Мишка» М. Валоваца — В. Ды-ховичного (она стала почти фольклорной), «Заветный камень» Б. Мокроусова — А. Жарова, «Дорога на Берлин» М. Фрадкина — Е. Долматовского, «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк» В. Соловьева-Седого — В. Лебедева-Кумача и др. Они звучат по радио, в к/ф «Концерт- фронту» (1942). С ними идут в бой и празднуют День Победы. 9 мая 1945 У. со своим оркестром на Театральной пл. в Москве.
В послевоенные годы он возвращается к созданию театрализованных программ «дивертисментного» характера. Приглашает молодых певиц: А. Коваленко, К. Лазаренко, О. Тезелашви-ли; танцевальные дуэты братьев Б. и Ю. Русаковых, А. Ревелъс и В. Новицкого, в качестве конферансье молодого Е. Петросяна. Благодаря творческой атмосфере в коллективе выросли известные композиторы, аранжировщики, музыканты (А. Островский, Н. Минх, Валовац, Л. Дидерихс и др.).
На протяжении нескольких десятилетий У. оставался общепризнанным лидером советской песенной эстрады, ее «патриархом». Не обладая поставленным певческим голосом, благодаря актерскому таланту и мастерству, великолепной дикции«, «певучести души» он умел донести песню до слушателя, увлечь ею. С именем У. неразрывно связано творчество Дунаевского. Был первым исполнителем песен Соловьева-Седого, Фрадкина, Мокроусова, О. Фельцмана и многих других. Вне  У. нельзя представить развитие советской песни.
Несмотря на всенародную славу, в жизни У. немало драматических страниц. Борьба с джазом с разной интенсивностью шда вплоть до середины 50-х (в 1947 вынужденно изменяется не только, название — «теаджаз» стал «Эстрадным оркестром РСФСР»,- но состав и репертуар оркестра)..Личность У. вызывала по меньшей мере настороженное отношение власти, как и весь «легкий» жанр, ярчайшим представителем которого он был.
У. — автор трех автобиографических книг, стихов, рассказов. Снимался в фильмах «Карьера Спирьки Шпандыря», 1925; «Чужие», 1927; «Веселые ребята», 1934. Ему посвящен ТВ фильм «С песней по жизни», 1971. В 1955-1956 сыграл в Театре Транспорта роль Шельменко в спектакле «Шельменко-денщик».
В теаджазе с 1936 выступала дочь Эдит Леонидовна Утесова (1916-1982) — роли в спектаклях «Темное пятно», «Много шума из тишины»; а также одна и в дуэте с отцом исполняла ли-рико-комедийные песенки («Парень кудрявый», «Тучи над городом встали» и др.).
В 1996-1997 на основе коллекции В. Сафош-кина вышли 20 дисков, на которых записано все песенное творчество У.
Соч.: Записки актера. Л., 1939; С песней по жизни. М., 1961; Спасибо, сердце! М., 1976.
Лит.: Хачатурян  А. Поющий сердцем // СЭЦ. 1964. № 4; Луковников А. Друзья-однополчане. М., 1975. С. 44-48; Дмитриев  Ю. Леонид Утесов. М., 1982; Скороходов  Г. Звезды советской эстрады. М., 1982. С. 25-43; Эстрада без парада. М., 1991 (см. указ.); РайкинА. Воспоминания. М., 1993. С. 257-273; Ревельс  А. Рядом с Утесовым. М., 1996; Поюровский  Б. Что осталось на трубе… М., 2000. С. 442-447.
Е.Д.


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100