В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Учреждения эстрадные

Учреждения эстрадные. Различного рода увеселения в России устраивались и во второй половине XVIII столетия. В те времена следить за нравственным состоянием общества, т. е. давать разрешение на проведение представлений, было поручено городской Управе благочиния. Особенной благосклонностью Управы благочиния пользовались иностранные артисты. В Л 787 в Москву приезжал итальянец Доминикус Доминини. С дозволения Управы благочиния он показывал «…чудное дитя, у которого две головы одной величины и одной вышины… с четырьмя ладонями одной величины и тремя руками, из которых две поболее третьей; об одном туловище, которое имеет сложение годовалого ребенка, вышины в два фута об двух ногах, так как и прочие» (Моск. ведомости. 1787. 30 июня. № 52).
Развитие концертно-эстраднОго дела в России определялось рядом законодательных актов, изданных в XIX в. Николай I утвердил в 1854 «Правила касательно учреждения различного рода публичных увеселений и Простонародных забав в столицах». Согласно этому законодательному акту монопольное право на организацию концертов, дивертисментов и иного рода публичных выступлений в Петербурге и Москве предоставлялось дирекции казенных театров. Это право могло быть уступлено ею отдельным предпринимателям. Поэтому на дирекцию казенных театров возлагалась обязанность разрешать все публичные представления, контролируя их репертуар (и при условии отчисления одной четвертой части чистого сбора). В Петербурге и в Москве частные представления могли даваться только при условии, что они «…не являются драматическими и не соединены с разговорами на сцене или употреблением пения». Александр II закрепил монополию императорских театров, о чем министерство императорского двора сообщило официальным отношением от 2 апр. 1862, адресованным директору казенных театров.
Александр III указом от 24 марта 1882 отменил «…исключительное право дирекции императорских театров давать публичные концерты в столицах, равно взимать с собраний, клубов и частных учредителей общенародных забав в столицах определенные части сборов». После опубликования данного законодательного акта в середине 80-х гг. начался быстрый рост кон-цертно-эстрадного дела не только в столицах, но и в провинции. Возникли десятки новых площадок, в подражание столицам в провинции выросло множество антреприз.
Организацией концертов в этот период занималось огромное количество обществ. Только в Москве их было более двадцати. Среди них выделялись Русское хоровое о-во, О-во любителей русской песни, Российская филармония, Русское музыкальное о-во и ряд других обществ, пропагандировавших отдельные (в основном вокальные) жанры. Значительная часть артистов выступала в частных антрепризах — садах, ресторанах и трактирах, кафешантанах, позднее варьете и театрах миниатюр.
В 1914 было создано первое профессиональное объединение артистов «легких» жанров — Российское о-во артистов варьете и цирка (РОА-ВИЦ). После Октябрьского переворота дореволюционная эстрада была признана делом вредным для воспитания народа, ей противопоставлялось филармоническое направление, однако в гражданскую войну была востребована властью для обслуживания Рабоче-Крестьянской Красной армии. 7 апр. 1919 подписан декрет «Об учете сценических и театральных работников». В соответствии с ним народному комиссару просвещения предписывалось вместе с агитационно-просветительским отделом Всероссийского бюро военных комиссаров организовать обслуживание воинских частей, а среди требований, предъявляемых к фронтовым труппам, было обязательное наличие дивертисментных программ. Даже цыганские ансамбли в годы военного коммунизма выступали в частях и госпиталях по направлению реввоенкоматов. В декрете Совета народных комиссаров 26 авг. 1919 впервые были определены общие принципы государственного руководства эстрадой. Декрет устанавливал, что «…всякого рода эстрады… как предприятия с одной стороны доходные, с другой стороны демократические по посещающей их публике и особенно нуждающиеся в очищении от нездоровых элементов и в художественном подъеме их программ, администрируются наравне с неавтономными театрами». Общее руководство эстрадой в этот период было возложена на Наркомпрос. Регистрацией и, отчасти, распределением работы среди артистов занималось Посредбюро Всероссийского союза работников искусств (ВСЕРА-БИС), а также Управления театрально-зрелищными предприятиями городов и практически все профсоюзные организации. Концертно-эст-радные отделы существовали также в цирках. Организацией эстрадных концертов занимались большинство государственных филармоний, хотя это и не соответствовало их статусу.
С 1927 начинается процесс усиления государственного контроля за деятельностью артистов эстрады. Проводится тарификация исполнителей, осуществление которой было возложено на Центр. Управление государственных цирков (ЦУГЦ), в ведение которого и должны были перейти все исполнители и коллективы этого профиля. В 1931 вместо нескольких самостоятельных организаций, занимавшихся концертной работой, в стране была создана единая организация 1Ъсударственное Объединение музыки, эстрады и цирка (ГОМЭЦ), в ведении которого оказались все музыкальные, цирковые и эстрадные коллективы. На местах в сети ГОМЭЦ появились концертно-эстрадные бюро (КЭБы), заменившие отделения Посредбюро ВСЕРАБИСА. В 1936 после создания Комитета по делам искусств руководство эстрадой осуществляло Главное управление «Госэстрада»,
имев шее во многих городах свои отделения (Мосэ-страду, Ленэстраду и т. п.) и существовавшее отдельно от аналогичного Главного управления филармоний — 1осфила. С Я 939 организационная самостоятельность эстрады ликвидируется, и она вливается в структуру филармоний на правах хозрасчетного отдела.
В 50-е в стране создается сеть республиканских концертных организаций (в том числе ВГКО — Всерос. гастрольно-концертное объединение), в структуре которых свое место находят и эстрадные коллективы.
В 60-е Министерством культуры СССР была проведена реорганизация концертных учреждений с утверждением новых предприятий: Со-юзконцерт, Госконцерт СССР, Моск. государственное концертное объединение (Москон-церт), Ленконцерт, Росконцерт и т. д.
Радикальные изменения в организационной структуре эстрадного искусства произошли во второй половине 80-х гг., когда в связи с начавшимися процессами перестройки появляется возможность коммерческой самостоятельности. Многие коллективы и исполнители образуют сеть частных концертных фирм, агентств и т. п.
В 90-е гг. возникают новые эстрадные содружества и объединения на базе существовавших ранее различных предприятий.
С. М. Макаров


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100