В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Фореггер Н. М.

Фореггер (Фореггер фон Грейфентурн) Николай Михайлович (06/18.1892, Киев- 08.06.1939, Москва) — режиссер, балетмейстер, педагог. Окончил юридический фак-т Киевского ун-та. Владел несколькими иностр. языками, был широко образован, увлекался средневековым ярмарочным театром, арлекинадой. Учился живописи у С. Судейкина. Эскизы декораций Ф. для «Кривого зеркала» за подписью Фракас публиковались в журнале «Искусство» (1917); обладал даром импровизации, музыкальностью. Недолго работал в Моск. Камерном театре (1916). В маленьких театриках и студиях воскрешал старинные фарсы, интермедии Сервантеса, «Мандрагору» Макиавелли. У себя на квартире (Мал. Никитская) создал «Мастерскую 4 масок» (1918), поставил средневековый фарс «Каракатакэ и Каракатака» (среди артистов И. Ильинский). Сезон 1918-1919 Ф. в Воронеже в Свободном театре, участвовал в работе агитпоезда. В 1919 поставил во 2-м Моск. Госцирке агитационное представление «Политическая карусель». На смену стилизации и реставрации приходит увлечение злободневным, агитационным искусством в формах веселого ярмарочного театра. В 1920 в Студии Театра сатиры (с А. Зоновым) он ставит «А что, если?» В. Маяковского. С группой студийцев вместе с поэтом и драматургом Д Массам создает Мастерскую  Ф. (Маст-фор), открывшуюся 28 марта 1921 в зале Дома печати (ныне Дом журналиста на Никитском б-ре, в 1922 переехал в театральное здание — Арбат, 7) веселым и острым «Вечером пародий»: на «Зори» в постановке Вс. Мейерхольда, на «Дочь мадам Анго» в МХТ, на агитспектак-ли и др. Постановкой пародий продолжил традиции «Кривого зеркала», с которым ранее был связан как художник. Под влиянием Маяковского Масс написал, а Ф. поставил злободневные буффонады-«парады»: «Как они собирались», 1921; «Гарантии Гента», «Хорошее отношение к лошадям», 1922. В них появились постоянные персонажи — современные «социальные маски»: изъясняющаяся лозунгами коммунистка в кожаной куртке, нэповская торговка, беспризорник, интеллигент-мистик, обыватель и др. Фабула этих пьес приобретала дробную структуру: в стремительном ритме сменялись короткие сценки, монологи, песенки, пантомимы. Они воссоздавали причудливый красочный быт начала нэпа в ироническом освещении авторов спектакля, насыщенного стихией буйного молодого веселья, ошеломляющей динамикой. Вторая часть «Хорошего отношения к лошадям» (худ. С. Юткевич, костюмы С. Эйзенштейна, муз. рук. М. Блантер) была пародией на мюзик-холл. Многие номера исполнялись на музыку из сборника «Современные танцы под джаз», привезенного Л. Брик из Парижа. Песенка «Мукки аус Кентукки» завершалась головокружительной по темпу чечеткой (Р. Бабурина, позднее Л. Семенова и В.Зайцев), «Мои Омм» (С.Савицкая и Ю. Пэльцев) решалась как танец апашей. Эти и другие номера объединял пародийный конферанс А. Сендерова, ему помогал, точнее, мешал Рыжий (И. Чувелев). Успех танцев подсказал идею создания целых вечеров. Ф. ставит хореографический номер «Твербуль» («Тверской бульвар» — на популярную мелодию «Цыпленок жареный»), печальную клоунаду на музыку композитора Б. Бера «Прогулка, страсть, смерть» и, наконец, знаменитые «Механические танцы» («Танцы машин»), начало которым положила пантомима «Поезд» (1922). Артисты, одетые в черные трусы и белые футболки, образовывали сложные многоступенчатые группы-пирамиды. Они приходили в движение в сопровождении соответствующего шумового оформления (иллюзия работы целого кузнечного цеха и др.). Четкость движений, отсутствие эмоциональной окраски заставляли забывать, что на сцене действуют люди. Под руководством Бера был создан «шумовой оркестр», выступавший с самостоятельными номерами.
Интерес к современности скоро уступает место прежним увлечениям режиссера: он ставит французский фарс «Сверхъестественный сын», «Представление шарлатанов» (по фарсам Таба-рена) и др. В январе 1924 пожар уничтожил здание театра на Арбате вместе с декорациями и костюмами. Танцевальные номера Ф. продолжали жить на эстраде. Для Семеновой он поставил «Будбег» («Бег конницы Буденного»).
Для  Т. Баташевой вариант «Умирающего лебедя» Сен-Санса. В Ленинграде ставит цикл сатирических танцев «Америка с Лиговки» (1924-1925), «Танец с неграми» для А. Ределъ, разнообразные танцы для Г. Лерхе и др. Сотрудничает с «Синей блузой», куда перешли многие мастфо-ровцы. В качестве балетмейстера Ф. работает в Моск. театре сатиры, в ленингр. Свободном театре и др. В сезоне 1928-1929 режиссер Театра обозрений Дома печати. К концу десятилетия смелые эксперименты в области эксцентрики, которая питала искусство Ф., становятся невозможны. Он уезжает на Украину, работает гл. реж. Театра оперы и балета в Харькове (1929-1934), ставит оперные спектакли в Киеве, номера украинской эстрады (1935-1937). В 1938 переезжает в Куйбышев (ныне Самара) гл. реж. Театра оперы и балета. После смерти имя Ф. в течение десятилетий безоговорочно ассоциировалось с «махровым формализмом».
Воспитал актеров, успешно работавших на эстраде, в театре, кино (Семенова, Н. Тоддес, В. Фогель, Чувелев, Б. Пославский и др.), режиссеров «малых форм»: Т. Томисс, А. Мачерета, Н. Хрущева. Был первым худ. рук. МАЦИС (Мастерская циркового искусства, 1926-1927, впоследствии ГУЦЭИ). По словам А. Кугеля, Ф. поднял эстраду до уровня сцены, показав образцы ритмической и пластической партитуры эстрадного спектакля. Представитель русского театрального авангарда, он остался в сво^м времени, ограниченном послереволюционным десятилетием. В 1984 американский режиссер М. Гордон восстановил первую часть «Хорошего отношения к лошадям» (Gordon M. Reconstructing the Russian Drama Review. 1984. V. 29. № 3. P. 16).
Лит.: Арго  A. M. Своими глазами. М., 1965. С. 69-74; Марков  П. Фореггер и Масс: О театре. М., 1976. Т. 3; Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. М., 1983; Синев Ник. В жизни и на эстраде. М., 1983. С. 98-103; Шереметьевская  Н. Танец на эстраде. М., 1985. С. 53-77; ЧепаловА. Поиски новых форм выразительности в революционном театре 1920-х гг. и творчество Н. М. Фореггера: Автореф. дис. М., 1987; Юткевич  С. Собр. соч. В 3 т. М., 1990. Т. 1. С. 132-175; Юз В. Хорошее развлечение для лошадей // Эстрада без парада. М., 1991; М. 3. О танцующей идеологии // Там же.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100