В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Фомин Б. И.

Фомин Борис Иванович (1900, С.-Петербург — 1948, Москва) — композитор, пианист и аранжировщик, автор известных романсов и песен. Родился в семье военного врача- потомка М. Ломоносова. Музыкальная одаренность была столь очевидной, что уже с детских лет его готовили для поступления в консерваторию. В один из периодов с юношей занималась известная пианистка, профессор Петерб. консерватории А. Есипова. Однако получить фундаментального музыкального образования Ф. не удалось, помешала Первая мировая война. Сразу после Октября 1917 переезжает в Москву, где уже были изданы его первые сочинения, написанные «под А. Вертинского» в жанре интимных песенок настроения. К молодому композитору пришел первый успех, но он принимает неожиданное решение и уходит добровольцем на фронт. В 1921 Ф. вернулся в столицу и с головой ушел в работу. Творческая насыщенность его жизни в этот период удивляет. Он пишет музыку к спектаклям «Вольного театра», «Синей блузы», сочиняет детские балеты, песни и романсы. Слава его растет, и уже к концу 20-х гг. популярность музыкальных произведений Ф. была огромна. К тому времени его песни и романсы «Изумруд», «Эй, друг-гитара», «Дорогой длинною», «Только раз», «Часы считать», «В саду опустелом», «Осколки», «Твои глаза зеленые», «Встреча», «Моя золотая», «Меня не греет шаль», «Я помню шумные слова», «Уйди, мой друг», «Прощай, мой табор», «Две слезы», интимные песенки «Три маленькие розы», «Багдадский вор», «Маска смеха» и многие другие составляли основу репертуара большинства исполнителей этого жанра. Имели успех также, русские песни, сочиненные Ф.: «Бейся, сердце», «Брось тревогу», «Сердце девичье»; хореографические эскизы «Цыганская венгерка», «Лунный танец», тднго «Лазурь», фокстроты «Маро» и «МиусТрот», уанстеп «Барбекю-Ми-нор». В это же время Ф.-написал музыку к балетам «Макс и Мориц», «Мойдодыр», а также оперетту «Карьера Пирйбйнта Блэка» (авт. А. Файко и К. Подревский). Сотрудничал с лучшими поэтами-песенниками П. 1ерманом, Под-ревским, А. Д’Актилем, Б. Тимофеевым, М. Лах-тиным, О. Осениным, тексты которых отличались простотой и доходчивостью. Романсы и песни Ф. звучали в исполнении Щ. Юрьевой, К. Малахова, Р. Терьян, С. Гурджиевой, Т. Церетели, Т. Букальцевой, В. Козина, М. Юдиной, Е. Бело-горской, Л. Колумбовой, Т. Оганезовой, Д. Оленина и др.
Ф. с интересом встретил появление на отечественной эстраде джазовых оркестров, для которых написал ряд музыкальных номеров, аранжировал произведения других авторов. Эти вещи в разное время исполнялись оркестрами Г. Ландсберга, Б. Ренского и др. Сам композитор несколько лет осуществлял музыкальное руководство одним из моек, джазов.
Много творческих сил Ф. отдавал репетиторству. Среди его именитых «учеников» были Е. Юровская, К. Шульженко, К. Милич, Л. Черная, А. Еремеева и многие другие. Однако главным делом жизни Ф. оставалось сочинение романсов и лирических песен. Сосчитать их число не представляется возможным, т. к. многие не были изданы. А количество его произведений, опубликованных только в довоенный период, около 300. Многие романсы и песни Ф. в исполнении Юрьевой, Юровской, П. Лещенко, Ю. Мор-фесси, С. Иртлач и др. в 30-40-е гг. были записаны на грампластинки отечественными и западными фирмами.
С началом Великой Отечественной войны Ф. совместно с реж. Д. Гутманом создают агитте-атр «Ястребок» (1941-1942), который в самое трудное для столицы время работал в госпиталях, на сборных пунктах и в военных эшелонах. Фрагменты программ театра транслировались по радио. Песни  Ф., отражающие военное время, — «Тихо в избушке», «Часы пока идут», «Жди меня», множество злободневных сатирических куплетов и другие музыкальные номера пользовались популярностью среди фронтовиков.
В послевоенный период Ф., как и многие мастера искусств, связанные со старинным русским и цыганским романсом, попал в опалу.. Ему запретили концертную ’деятельность, прекратилось издание написанного. Материальное положение композитора стало катастрофическим, в 1948 в полной нищете и безвестности он закончил свой жизненный путь.
Однако романсы и песни Ф. вновь зазвучали с эстрады. Согретые сердечным теплом автора, они пережили и самого композитора, и гонителей его песенного таланта.
В. Д. Сафошкин


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100