В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Хазин А. А.

Хазин Александр Абрамович (29.04/12.05. 1912, Бердичев- 20.11.1976, Ленинград)- эстрадный драматург, поэт, прозаик. В 1931-1940 работал на Харьковском электромеханическом заводе, учился на вечернем отделении Электротехнического ин-та (окончил в 1939). Писал стихи и печатался с 1931. В 1934 принят в Союз писателей. В 1941-1945 корреспондент фронтовой газеты. С 1946 жил в Ленинграде. В сатирической Поэме «Возвращение Онегина» (фрагменты были опубликованы в журнале «Ленинград». 1946. № 10 в разделе «Лит. пародии») запечатлен послевоенный ленингр. быт.
Исполнялась по радио А. Райкиным, предполагавшим сделать на ее основе целый спектакль. Упоминание «некого Хазина» и его «порочного пасквиля» в партийном постановлении 1946 «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» и докладе А. Жданова сам писатель позднее уподобил асфальтовому катку, который расплющил его жизнь. В течение нескольких лет писал для эстрады под псевдонимом А. Балашов. К концу 50-х гг. возобновилось сотрудничество с Райкиным и его театром. (В 1958-1967 зав. лит. частью Ленингр. театра миниатюр.) Монологи, сценки, интермедии X. вошли в спектакли «Человек-невидимка» (1955), «Времена года» (1956), «Белые ночи» (1957) и др. Автор целого спектакля «Волшебники живут рядом» (1964), одной из лучших работ театра. Он состоял из небольших пьес и сценок, построенных на условном приеме диффузии — персонажи меняются местами. Пантюхов в пьесе «Юбилей», олицетворявший невежественного бюрократа, порождение эпохи культа личности, стал яркой фигурой в сатирической литературе 60-х гг.
X. писал для многих артистов: прозаические и поэтические монологи для Г. Орлова («Цель жизни», «С любовью не шутят», «Честное слово» и др.), для М. Мироновой и А. Менакера (сценка «Ангел»),, для Ю. Тимошенко и Е. Березина и др. Нередко обращается к классическим сюжетам, используя прием травестии (в сценке «Девушка и Смерть», перифразе рассказа М. Горького: Смерть отступает перед бюрократом). В лучших вещах X. сатира соседствует с драматизмом, лирикой, его репризы ироничны, язвительны («партия учит нас, что газы при нагревании расширяются»; «не поймите меня правильно»), помогают раскрыть характер персонажа. Обладал тонким юмором, никогда не гнался за количеством «смехов». Как только позволили обстоятельства, организовал (вместе с И. Меттером) при Ленингр. Доме писателя театрализованный альманах «Давайте не будем», каждый выпуск которого становился событием в городе. «В узком зазоре дозволенного… — писал Д. Гранин, — сумел сохранить жизнь сатиры, ее горький и сладостный вкус, ее особый смех, пересыпанный солью раздумий» (Судьба Ал-дра Хазина // Был слышен его пулемет… Л., 1990. С. 4). В 70-е гг. X. работал над сатирическим романом «И. О.», поэмой «Акулина», повестями и рассказами, опубликованными после его смерти.
Соч.: Текущие дела. Л., 1958; Волшебники живут рядом. Л.; М., 1967; Артем: Пьеса в 3 ч. Л., 1971; Рассказы, фельетоны, пьесы. М., 1974; Возвращение Онегина // Москва с точки зрения. М., 1991.
Лит.: Орлов  Г. Монолог длиной в жизнь. Л., 1991. С. 189-205; Фролов  В. Александр Хазин // Москва с точки зрения. М., 1991.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100