В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Харитонов М. П.

Харитонов Михаил Павлович (01.11. 1909, С.-Петербург- 10.02.1992, Москва)- артист эстрады, режиссер. Зася. деят. искусств РСФСР (1990). Лауреат IBcec. конкурса артистов эстрады (1939). Лауреат IBcec. конкурса режиссеров эстрады и массовых представлений (1991). В молодости- участник живой газеты «Шпингалет». Одновременно занимался в акробатическом кружке, достижения в этой области позволили X. ступить на профессиональную стезю: в 1929 был принят в труппу арабских прыгунов под рук. Магомед Шаха; в ее составе разъезжал по циркам страны. В 1931 в Лен-госэстраде подготовил совместно с Ф. Сергеевым эксцентрико-акробатический номер «Маляры». С 1933 до начала 1937 в труппе Ленингр. мюзик-холла, где ярко раскрылось режиссерское дарование X. Для спектаклей: «Попутный ветер», «Темное пятно», «Небесные ласточки», «Святыня брака», «Под куполом цирка» придумал и поставил ряд эксцентрических фрагментов, интермедий, сценок, в немалой степени способствовавших успеху постановок. Там же X. создал несколько танцевальных и акробатических номеров: «Моряки-сигнальщики на мачте», «Нянька» (X. играл забавную, то и дело засыпавшую воспитательницу двух сорванцов), «Пингвины» и «Кукарача» по мотивам только что вышедших на экран зарубежных фильмов (первый номер исполнялся при участии балетного ансамбля, второй — X. в дуэте с артисткой 3. Рикоми) и др. Вместе с партнером, Н. Тибергом, в 1937 был приглашен в джаз-оркестр под упр. Д. Покрасса при ЦДКЖ. Во время гастрольной поездки X. и Тиберг экспромтом успешно заменили заболевшего конферансье и с того дня обрели новую профессию — ведущих программу. Их своеобразный комический дуэт находчиво, забавно и весело заполнял паузы между номерами: по определению самого X. — «коверные джаз-оркестра», «Пат и Паташон эстрадных подмостков». Наделенный неистощимой фантазией, X. за долгие годы работы в джаз-оркестре, затем (1949-1970) на эстраде подготовил по своим сценариям большое количество интермедий, комических сценок, остроумных игровых реприз, затейливых трюков, среди которых: «Посидим подумаем», «На моем плече», особо эффектная «Полечка без выкрутасов» и др., принесших неповторимому дуэту огромную популярность. X. и Тибергу поручали вести программы на самых престижных площадках. В 1954-1957 X. параллельно с концертной деятельностью руководил Акробатическим ансамблем ЦДКЖ, в котором поставил несколько оригинальных номеров, в том числе для артиста В. Ведищева «Баланс на катушках», впервые использовав демонстрацию трюков не на одной катушке, как практиковалось до того в эквилибристике, а на четырех одновременно. С 1971- режиссер ВТМЭИ, 1974-гл. реж. и рук. отдела ,«оригинальных жанров. Поставил около 20 номеров в различных жанрах- акробатики, вентрологии, манипуляции, кукольного и иллюзионного искусства. В работах особенно ярко проявились характерные для режиссерского почерка X. чувство стиля, изящество, шутливость интонаций, острота внешнего рисунка сценических образов. Многие ученики X. стали призерами междунар., всесоюз. и всерос. конкурсов, удостоены первых премий и званий лауреатов. Среди лучших работ «Под музыку Вивальди», исполнитель А. Питухин; «Балагуры» — кукольное шоу, исполнители Л. и А. Тарасенко; «Мим-жонглер», исполнительница Г. Володина; «Двое, не считая собаки» — детское представление, исполнители Т. Плотникова и М. Ульянов; «Импровизации на одном колесе», исполнитель А. Кушнир; «Двое с шарманкой и обезьянкой» — акробатика, дрессировка, юмор, исполнители Н. и Ф. Калимулины; «Космическая Одиссея» — пантомима, исполнитель А. Андреев. Искрящийся юмор, яркость красок, умение с подлинно эстрадным блеском воплотить замысел отличают его постановки номеров иллюзионного жанра: «Хохломские матрешки» — исполнители Л. Ивкина и И. Нечипоренко; «Коробейники» и «Чудаки-Чудесники» — детское иллюзионное представление — исполнители Н. и В. Бастраковы; «Чудеса да и только», исп. В. Переводчиков; «Музыканты шутят» (фокусы со степом), исполнители С. и В. Переводчиковы. X. создал несколько программ артисту В. Данилину: «Ширма», «Летающая дама», «Игрок», «Фокусы- это просто», в которых сумел выявить актерское мастерство Данилина, найти комедийную форму. В своей книге мемуаров В. Данилин посвятил X. большую главу «Мастер», назвав его «классиком нашей эстрады». Образные решения, яркая зрелищность, чувство формы, легкость, непосредственность, эксцентризм — все это отличает его постановочные работы, отмеченные тонкой художественной интуицией, изысканным вкусом.
Лит.: Шереметьевская  Н. Танец на эстраде. М., 1985. С. 149-151; Данилин  В. Чемпион магии. Пермь, 1996.
Р. Е. Славский


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100