В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Хенкин В. Я.

Хенкин Владимир Яковлевич (08/20. 12.1883, Ивановка, Екатеринославская губ. — 17.04.1953, Москва)- артист эстрады и театра. Нар. арт. РСФСР (1946). Окончил пять классов ростовского-на-Дону городского уч-ща. С 1902 на провинциальной сцене (псевдоним Истомин). В 1908-1911 в моек, театре «Буфф» (под своей фамилией). Участвует в летних гастролях петерб. «Кривого зеркала» (1908). В моек. «Интимном театре» Лоло Мунштейна показывает пародии на певиц Альму Фострем и Н. Плевиц-кую (в женском костюме). В 1911 оставляет театр, переходит на эстрадный репертуар (по совету С. Сарматова). Работает в театрах миниатюр Харькова, Одессы, Киева и др., приобретает репутацию отечественного Макса Линдера. Читает рассказы А. Аверченко, В. Азова, Тэффи, собственные короткие рассказы из еврейского быта (публикует их в журнале «Сатири-дон»), исполняет музыкальные пародии, роли в обозрениях. В годы Гражданской войны X. в киевском театре миниатюр «Кривой Джимми», ростовском-на-Дону «Гротеске». В 1922-1924 руководит моек. тегРгром одноактных пьес и зарисовок «Палас», летом 1924 — Вольным театром. К созданию репертуара привлекает Н. -Эрдмана, Н. Агнивцева, С. Антимонова, молодого И. Дунаевского. Продолжает выступать на эстраде с «Вечерами рассказа», в репертуаре произведения М. Зощенко («Собачий нюх», «Аристократка», «В бане» и др.), П. Романова («Технические слова», «Крепкий народ»).
Постоянным персонажем X. стал живущий в коммунальной квартире обыватель, обиженный, раздраженный, недоумевающий. По словам С. Михоэлса, такая маска была «уже сама по себе произведение искусства». Одетый в добротный костюм-тройку, X. стремительно выбегал на сцену, сгорая от нетерпения поделиться со зрителем трагикомическим случаем, только что с ним происшедшим. В рассказах-монологах X. появлялось множество «эпизодических» персонажей, которых актер рисовал с помощью интонаций, мимики, «изобразительных» жестов, даже мизансцен. При этом постоянно сохранял живой контакт с публикой. «Все, чем отвечает ему зрительный зал, становится репликой и входит в ткань рассказа» (С. Образцов).
К концу 20-х гг. возникают трудности с репертуаром. Многие рассказы Зощенко запрещаются, актера критикуют за «мелкотравчатый репертуар», за маску «мещанина, шипящего из-за угла». В 1928 в «Некрологе о себе самом» (Цирк и эстрада. № 18) X. заявляет об уходе с эстрады. С 1929 он в Моск. театре оперетты, с 1934 и до конца дней в Моск. театре сатиры, где сразу занял ведущее положение. Одновременно продолжает выступать в мюзик-холлах с музыкальными пародиями на «цыганщину», на модное осовременивание текстов старинных романсов. Совмещая театр с эстрадой, исполняет рассказы В. Ардова, Л. Ленча, М. Червинского, Д. Угрюмова, любимым автором остается Зощенко, окончательно запрещенный после 1946. В 1950-х X. отстраняют на год от участия в концертах. Работал на радио, снялся в фильме «Эстрадный концерт» (1939).
В течение более 40 лет был любимцем публики, непревзойденным исполнителем коротких «рассказов в лицах», продолжателем традиций И. Горбунова.
Лит.: Нежный  И. Былое перед глазами. М., 1963; МихоэлсС. Статьи, беседы,_ речи. М., 1981. С. 270-271; Алексеев  А. Серьезное и смешное. М., 1984. С. 172-194.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100