В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Черная Ляля

Черная Ляля (Надежда Сергеевна) (15.02.1909, Нальчик- 02.09.1982, Москва)- актриса, исполнительница цыганских песен и романсов. Засл. арт. РСФСР (1960). Родилась в семье московского дворянина, Сергея Алексеевича Киселева и цыганки Марии 1еоргиевны Поляковой, певицы и плясуньи Стрельненского цыганского хора И. Лебедева. Впервые вышла на сцену в 13 лет, как плясунья, с хором московских цыган Егора Полякова в ресторане «Арбатский подвал». В 
15 лет была уже знаменитостью и выступала с хором Е. Полякова на эстраде, в том числе и в тематических концертах, посвященных цыганскому пению, которые проводились каждый год в Колонном зале, Большом и Экспериментальном театрах. Исполняла цыганские народные и бытовые песни: «Я цыганкой родилась», «Серьги-кольца», «Садо-виноградо», «На заре не слышу», «Не уезжай» и др., которым научилась у своей матери. Особенно поражали зрителей ее пляски, отмеченные богатством ритмов, музыкальностью и пластичностью.
Со дня основания (1931) Ч. работает в театре «Ромэн». В первом спектакле «Утро и вечер» сыграла эпизодическую роль, однако вскоре благодаря яркому артистическому дарованию стала ведущей актрисой этого театра. С большим успехом сыграла ряд главных ролей в таких спектаклях, как «Жизнь на колесах» А.1ермано (Грина), «Цыгане» (Земфира), созданному по произведениям А. Пушкина, «Кровавая свадьба» (Невеста) Г. Лорки, «Все о тебе» (Люба) А. Афиногенова, «Дочь шатров» (Инка) И. Ром-Лебедева и др. Особенно полюбилась зрителям Грушенька  Ч. в спектакле «Грушенька» по повести Н. Лескова «Очарованный странник», который шел на сцене театра более 1000 раз. Ч. покоряла своей красотой, изяществом, пластичностью и подлинным цыганским темпераментом.
Снялась в фильме «Последний табор» в роли Альты. .Цыганские песни в ее исполнении «Бродяга» и «Ты, ветер» из этого кинофильма были очень популярны. Помимо цыганских песен и романсов из спектаклей «Грушенька» («Я цыган-удалец», «Доля», «Челнок»), «Все о тебе» («На заре не слышу», «Как хорошо») и кинофильма «Последний табор», записала на диски песни и романсы в собственной обработке «Когда цыганка говорит» (старинный цыганский напев), «Я хочу умереть, не любя» (муз. Я. Фельдмана, ст. Л. Печорина), «Мой костер» (ст. Я. Полонского) и др.
Бесспорное влияние на ее творческую судьбу оказали мужья- М. Яншин (1934-1942) и Н.Хмелев (1942-1945), выдающиеся актеры Художественного театра.
Лит: И. Р.рм-Лебедев. От цыганского хора — к театру «Ромэн». М., 1990. Б. Савченко. Кумиры Российской эстрады. М., 1998. С. 399.
Е. А. Сариева


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100